Яйца динозавров | Гигантские, большие и маленькие, форма и вес

Долгое время между учеными велись споры о размножении динозавров: были ли древние ящеры живородящими или они размножались при помощи яйцекладок? На данный момент считается, что динозавры были яйцекладущими, подобно пресмыкающимся и птичьим.

Наибольшее гнездовье ящеров (сто тысяч яиц, относящихся к двадцати видам динозавров) было обнаружено в китайской провинции Хэнань в 1995-м году.

Палеонтологам известно около тысячи видов этих доисторичеких существ, а 650 видов подробно описано. При этом, учеными достоверно описаны сто шестьдесят яиц динозавров и фрагментов яичной скорлупы. Большую часть найденных яиц нельзя отнести к определенным видам ящеров. Только тридцать окаменелостей было идентифицировано профессором К. Шлепфером.

Размер яиц динозавров

Цвет, размер и форма яиц динозавров

До середины 90-х годов 20-го века считалось, что самые крупные достигали размеров футбольного мяча. Позже были найдены крупные овальные яйца, в два раза превышающие диаметр футбольного мяча (находки не удалось идентифицировать).

Самое крупное идентифицированное яйцо (45 сантиметров в длину) принадлежало теризинозавру.

Самое маленькое из найденных яиц динозавра имеет вес 1.2 грамма, а его размер соответствует яйцам синицы. Вид ящеров, откладывающих яйца такого размера, также не идентифицирован.

В среднем найденые окаменелости достигали 20 сантиметров в длину.СРавнение размеров яиц динозавов

Форма

Яйца ящеров разделяют на:

• шаровидные;
  • эллиптические;
  • овальные.
Оценка формы яиц динозавра
Форма оценивается исходя из соотношения длины к ширине.  Для птиц оно всегда меньше 2:1, а для динозавров – более 3:1.

Яйца динозавров имели симметричную форму, исключение составляет грушевидное яйцо троодона.

Толщина яичной скорлупы

У динозавров различают два типа яичной скорлупы: однослойная и двухслойная, различающиеся по типу аэрационных каналов.

Самка жинозавра откладывает яйца

Поскольку скорлупа была намного толще, чем у птиц, в ней были большие поры, необходимые для сохранения полноценной аэрации. Из-за этого эмбрионы быстро теряли влагу. Развитие могло проходить только во влажной среде, поэтому самки присыпали яйца землей и листьями (для сохранения влажности) или делали кладки вблизи водоемов, в пещерах.

Некоторые особи также устраивали паровой обогрев кладок, располагая их вблизи геотермальных источников.

Толщина скорлупы была ограничена жесткими критериями. Слишком тонкая скорлупа могла сломаться при падении с высоты (самки откладывали яйца с высоты 1-1.5 метра), а слишком толстая скорлупа приводила к кислородному голоданию плода. Также, при слишком толстой скорлупе зародыш не смог бы сломать ее при вылупливании.

В связи с этим, нормальная толщина ячной скорлупы динозавров колебалась от 0.3 до 4.75 миллиметров и зависела от размера яйца.

Цвет яиц динозавров

Долгое время палеонтологи считали, что яйца древних рептилий белые, как и у других рептилий. Затем в остатках скорлупы Heyuanniа huаngi был обнаружены молекулы биливердина (пигмент зелено-синего цвета).

Биливердин присутствует в скорлупе у некоторых птиц (яйца дроздов имеют сине-зеленый цвет). Открытие удивительно тем, что пигмент не разложился за шестьдесят пять миллионов лет.Цвет скорлупы яиц

Дальнейшие анализы подтвердили, что скорлупа имела разные цвета или была крапчатой:

• у дейнониха – зелено — синий цвет;
  • у троодонтидов – зелено-синие, бежево-белые;
  • у китайского овираптора – темно-зелено-синие.

Большинство троодонтид имели пятнистые узоры на скорлупе, сверху основного цвета.

Размер кладки

Кладки у птиц чаще всего состоят из 1-25 яиц. Рептилии откладывают крупные кладки:

• 250 у черепах;
  • до 150-ка у крокодилов;
  • сто и более у змей.
Некоторые динозавры откладывали яйца по спирали
Динозавры откладывали около сорока яиц.

Несмотря на малые размеры кладок, ящеры часто откладывали яйца, что было важно для размножения. В год самка откладывала до пяти кладок.

Большинство ящеров строили гнезда для высиживания кладки.

Зависимость размера яиц от массы тела динозавра

Толщина скорлупы яиц жинозавровОсобый интерес представляет корреляция между размером яиц и размером взрослого ящера, отложившего кладку.

Яйца у мелких птичьих имеют большие размеры, чем у крупных птиц. Колибри способны откладывать яйца, масса которых составляет пятнадцать процентов от массы колибри. Масса яиц страусов составляет 1.5% от массы тела.

У динозавров масса яиц составляла 0.01% от массы тела (средний вес особи Argentinosaurus huinculensis составлял 76.1 тонны, а масса яиц – 4.7 килограммов). Взрослое животное было в 16 000 раз тяжелее, чем яйцо, из которого оно вылупилось.

Диспропорция между размером динозавров и малым размером яиц подтверждает теорию, что вылупившиеся ящеры быстро росли. Соотношение пропорций яиц динозавров

ПалеонтологияТриасовый период Мезозойской эры | Продолжительность, климат, ароморфозы, флора и фауна Триаса
ПалеонтологияТероподы | Список всех динозавров. Какой был самый большой?