Яйца динозавров | Гигантские, большие и маленькие, форма и вес

Долгое время между учеными велись споры о размножении динозавров: были ли древние ящеры живородящими или они размножались при помощи яйцекладок? На данный момент считается, что динозавры были яйцекладущими, подобно пресмыкающимся и птичьим.

Наибольшее гнездовье ящеров (сто тысяч яиц, относящихся к двадцати видам динозавров) было обнаружено в китайской провинции Хэнань в 1995-м году.

Палеонтологам известно около тысячи видов этих доисторичеких существ, а 650 видов подробно описано. При этом, учеными достоверно описаны сто шестьдесят яиц динозавров и фрагментов яичной скорлупы. Большую часть найденных яиц нельзя отнести к определенным видам ящеров. Только тридцать окаменелостей было идентифицировано профессором К. Шлепфером.

Размер яиц динозавров

Цвет, размер и форма яиц динозавров

До середины 90-х годов 20-го века считалось, что самые крупные достигали размеров футбольного мяча. Позже были найдены крупные овальные яйца, в два раза превышающие диаметр футбольного мяча (находки не удалось идентифицировать).

Самое крупное идентифицированное яйцо (45 сантиметров в длину) принадлежало теризинозавру.

Найденные на раскопках яйца динозавров

Самое маленькое из найденных яиц динозавра имеет вес 1.2 грамма, а его размер соответствует яйцам синицы. Вид ящеров, откладывающих яйца такого размера, также не идентифицирован.

В среднем найденые окаменелости достигали 20 сантиметров в длину.

Сравнение размеров яиц динозавов

Форма

Яйца ящеров разделяют на:

• шаровидные;
  • эллиптические;
  • овальные.
Оценка формы яиц динозавра
Форма оценивается исходя из соотношения длины к ширине.  Для птиц оно всегда меньше 2:1, а для динозавров – более 3:1.

Яйца динозавров имели симметричную форму, исключение составляет грушевидное яйцо троодона.

Толщина яичной скорлупы

У динозавров различают два типа яичной скорлупы: однослойная и двухслойная, различающиеся по типу аэрационных каналов.

Самка жинозавра откладывает яйца

Поскольку скорлупа была намного толще, чем у птиц, в ней были большие поры, необходимые для сохранения полноценной аэрации. Из-за этого эмбрионы быстро теряли влагу. Развитие могло проходить только во влажной среде, поэтому самки присыпали яйца землей и листьями (для сохранения влажности) или делали кладки вблизи водоемов, в пещерах.

Некоторые особи также устраивали паровой обогрев кладок, располагая их вблизи геотермальных источников.

Толщина скорлупы была ограничена жесткими критериями. Слишком тонкая скорлупа могла сломаться при падении с высоты (самки откладывали яйца с высоты 1-1.5 метра), а слишком толстая скорлупа приводила к кислородному голоданию плода. Также, при слишком толстой скорлупе зародыш не смог бы сломать ее при вылупливании.

В связи с этим, нормальная толщина ячной скорлупы динозавров колебалась от 0.3 до 4.75 миллиметров и зависела от размера яйца.

Цвет яиц динозавров

Долгое время палеонтологи считали, что яйца древних рептилий белые, как и у других рептилий. Затем в остатках скорлупы Heyuanniа huаngi был обнаружены молекулы биливердина (пигмент зелено-синего цвета).

Биливердин присутствует в скорлупе у некоторых птиц (яйца дроздов имеют сине-зеленый цвет). Открытие удивительно тем, что пигмент не разложился за шестьдесят пять миллионов лет.Цвет скорлупы яиц

Дальнейшие анализы подтвердили, что скорлупа имела разные цвета или была крапчатой:

• у дейнониха – зелено – синий цвет;
  • у троодонтидов – зелено-синие, бежево-белые;
  • у китайского овираптора – темно-зелено-синие.

Большинство троодонтид имели пятнистые узоры на скорлупе, сверху основного цвета.

Размер кладки

Кладки у птиц чаще всего состоят из 1-25 яиц. Рептилии откладывают крупные кладки:

• 250 у черепах;
  • до 150-ка у крокодилов;
  • сто и более у змей.
Некоторые динозавры откладывали яйца по спирали
Динозавры откладывали около сорока яиц.

Несмотря на малые размеры кладок, ящеры часто откладывали яйца, что было важно для размножения. В год самка откладывала до пяти кладок.

Большинство ящеров строили гнезда для высиживания кладки.

Формы кладок яиц динозавров

Зависимость размера яиц от массы тела динозавра

Толщина скорлупы яиц жинозавровОсобый интерес представляет корреляция между размером яиц и размером взрослого ящера, отложившего кладку.

Яйца у мелких птичьих имеют большие размеры, чем у крупных птиц. Колибри способны откладывать яйца, масса которых составляет пятнадцать процентов от массы колибри. Масса яиц страусов составляет 1.5% от массы тела.

У динозавров масса яиц составляла 0.01% от массы тела (средний вес особи Argentinosaurus huinculensis составлял 76.1 тонны, а масса яиц – 4.7 килограммов). Взрослое животное было в 16 000 раз тяжелее, чем яйцо, из которого оно вылупилось.

Диспропорция между размером динозавров и малым размером яиц подтверждает теорию, что вылупившиеся ящеры быстро росли.

Динозавр в яйце
ПалеонтологияТриасовый период Мезозойской эры | Продолжительность, климат, ароморфозы, флора и фауна Триаса
ПалеонтологияТероподы | Список всех динозавров. Какой был самый большой?