Вымирание динозавров: причины, гипотезы и теории

В конце мелового периода произошло великое мел-палеогеновое вымирание, в результате которого погибли нептичьи динозавры. Кроме динозавров, вымерли некоторые виды рептилии и часть морских обитателей.

До сих пор не разработано единой теории вымирания динозавров. Неизвестно, почему произошла катастрофа, а также нет ответа на вопрос: погибли динозавры мгновенно или вымирание длилось сотни лет?

Сколько лет назад вымерли динозавры?

Динозавры исчезли 66 млн. лет назад, на границе между концом мелового периода и началом палеогенового (кайнозойская эра). По другим данным, исчезновение динозавров произошло 65.5 млн. лет назад

Кроме динозавров, исчезли аммониты, белемниты, часть диатомей и динофитов, шестилучевые губки. Погибла часть рыб и морских пресмыкающихся (включая плезиозавров, мозазавров), растений и насекомых.

Уцелели после мел-палеогенонового вымирания:

• сухопутные завропсиды (часть змей, ящериц, черепах, крокодиломорфов, включая современных крокодилов);
  • часть птиц и млекопитающих;
  • кораллы и наутилусы.

Несмотря на то, что дальнейшее восстановление флоры и фауны на Земле заняло около десяти миллионов лет, вымирание ящеров дало толчок для дальнейшей эволюции млекопитающих, ускорило появление человека.

Пережившие вымирание виды начали эволюционировать, занимая экологические ниши исчезнувших ящеров.

Внеземные версии вымирания динозавров

Существует несколько версий внеземных причин вымирания динозавров. Наиболее распространенными считаются:

• «гипотеза Альвареса» предполагает, что массовое вымирание динозавров было спровоцировано падением на Землю астероида;
  • гипотеза «многократного падения», это одна из вариаций гипотезы Альверса и утверждает, что на землю последовательно упало несколько астероидов или метеоритов;
  • изменение климата из-за взрыва сверхновой звезды или гамма-всплеска (масштабного космического выброса энергии взрывного характера);
  • версия о столкновении Земли с кометой и влиянии на атмосферу темной материи (материя, не спускающая электромагнитное излучение и не взаимодействующая с ним). Эта теория исчезновения динозавров упоминается в сериале «Прогулки с динозаврами».

Гипотезы импакта (столкновения с метеоритом, астероидом, кометой) считают более достоверными гипотезами исчезновения динозавров, поскольку падение крупного небесного тела могло привести к глобальной катастрофе.

Доказано, что столкновение Земли с небесным телом ≥30 км в диаметре может уничтожить цивилизацию, спровоцировав появление:

• ударной волны, как при ядерном взрыве;
  • цунами;
  • землетрясений;
  • климатических изменений.

Падение астероида

Обоснованием теории Альвареса служит совпадение времени мел-палеогенового вымирания динозавров и образования кратера Чиксулуб (древний кратер диаметром 180 км, образовавшийся в результате падения астероида).

Обнаружение в отложениях того времени большого количество сажи может свидетельствовать о том, что падение астероида спровоцировало взрыв подземного резервуара нефти или газа.

Согласно теории Альвареса падение астероида спровоцировало возникновение плотного облака сажи, пепла и пыли. Это на долгий период снизило количество солнечных лучей, доходящих до земли, критически снизив способность растений к фотосинтезу. Вследствие этого вымерли многие растения и уменьшилось количество кислорода в атмосфере.

Падение астероида - ода из причин вымирания динозавров

Часть флоры и фауны погибла непосредственно при падении небесного тела, также многие виды пострадали от последующих цунами и пожаров. А глобальные изменения климата (температура на суше упала на 28 градусов, а в океане – на 11) и концентрации кислорода привели к полному вымиранию ящеров.

Часть ученых склоняется к версии «многократного падения», согласно которой, астероид, образовавший кратер Чиксулуб, был частью крупного небесного тела. Второй фрагмент этого астероида упал в Индийский океан, образовав кратер Шива, спровоцировав появление множественных цунами.

Взрыв сверхновой звезды

К массовому вымиранию мог привести выброс космической энергии, образовавшийся в результате взрыва сверхновой. Выброс мог изменить магнитные полюса земли, а также привести к глобальным изменениям климата.

Однако, эта теория два недостатка.

1. Современные телескопы обнаружили бы остаточные следы столь мощной вспышки.
  2. На Земле не было найдено остатков сверхновой.

Версии вымирания, связанные с процессами, произошедшими на земле

Кроме импактных теорий, высказано множество земных гипотез вымирания динозавров.

Большинство земных теорий связаны между собой.

Повышенная вулканическая активность могла стать причиной:

• изменения концентрации кислорода в воздухе;
  • изменения климата (спровоцировать глобальное потепление);
  • привести к массовому вымиранию растений (что еще больше усугубило снижение количества кислорода в воздухе).

Глобальное потепление, в свою очередь, могло привести к снижению уровня мирового океана и изменению магнитных полюсов Земли.

Многие ученые склоняются к комбинированным версиям, согласно которым массовое вымирание спровоцировало сочетание 2-3 факторов (например, изменение климата в сочетании с уменьшением количества кислорода).

Вулканическая активность

Причина вымирания динозавров - вулканическая активность

Большинство геологов склоняется к теории, что между 68 — 60 млн.л.н. происходили массовые извержения вулканов на территории полуострова Индостан. Выделение вулканического пепла, углекислого газа и серных соединений спровоцировало глобальное изменение климата.

Облака пыли могли долго ограничивать поступление солнечного света, снизив тем самым количество растений.

Естественный отбор, склонившийся к развитию ветви млекопитающих

Способствовать массовому вымиранию динозавров могли млекопитающие. Они быстрее адаптировались под изменения окружающей среды, быстрее размножались и росли, а из-за мелких размеров им было проще добыть себе пропитание.

Доисторические млекопитающие

Крупные млекопитающие могли питаться яйцами динозавров, уменьшая их популяцию.

Вымирание морских обитателей частично связывают с появлением акул. Однако, многие исследователи опровергают эту теорию, поскольку акулы появились еще в девоне и долгое время сосуществовали вместе с плезиозаврами и мозазаврами.

Снижение концентрации кислорода в атмосфере

Популярной гипотезой вымирания считается изменение количества кислорода в атмосфере.

Снижение уровня кислорода связывают с:

• глобальным потеплением;
  • снижением количества водорослей и растений, способных к фотосинтезу;
  • падением на Землю астероида или метеорита;
  • увеличением вулканической активности и частыми пожарами.

Недостатком этой теории является тот факт, что аноксия на Земле не была глобальной, в верхних слоях океана и атмосфере сохранялись участки с приемлемыми уровнями кислорода.

Эту гипотезу часто дополняют теорией отравления сероводородом, согласно которой, дефицит кислорода развился из-за чрезмерной активности сульфатредуцирующих бактерий. Повышение концентрации токсичного сероводорода привело к прямому отравлению динозавров.

Также высокий уровень сероводорода спровоцировал повышение процентного содержания метана в тропосфере, разрушение озонового слоя и изменении климатических условий.

Теория контролируемой эволюции

Согласно теории конспирологов и уфологов, высокоразвитые космические цивилизации используют Землю как площадку для экспериментов. Поэтому, после того, как они закончили изучать эволюцию на примере динозавров, они уничтожили весь отработанный материал.

Резкое снижение уровня мирового океана

Эту гипотезу связывают с «маастрихской регрессией». В конце маастриха уровень моря снизился, а его воды отступили от берегов. В период маастрихской морской регрессии объем суши увеличился на 29-30 квадратных километров, приводя к:

• исчезновению прибрежных плодородных областей;
  • разрушению привычной среды обитания для многих видов;
  • появлению сухопутных мостов;
  • глобальному снижению температуры.

Появление новых растений, которые являлись ядом для динозавров

Согласно этой теории, появление цветковых растений привело к массовому отравлению травоядных ящеров цветковыми алкалоидами.

Недостатком этой теории является тот факт, что расцвет травоядных ящеров пришелся именно на период появления цветковых растений.

Эволюция растений

Смена магнитных полюсов

Одной из наименее жизнеспособных версий считается быстрая смена полюсов Земли, произошедшая 65 млн. лет назад. В теории, смена полюсов могла привести к ослаблению магнитного поля Земли.

Это привело к увеличению космического излучения, оказавшего губительное влияние на флору и фауну.

Недостаток этой гипотезы — она не объясняет причину вымирания морских обитателей, защищенных от излучения толщей воды. А также тот факт, что кроме магнитного поля Земли, излучение задерживает атмосфера, поэтому увеличение космического излучения не могло достичь критических масштабов и спровоцировать массовое вымирание.

Эпидемия

При изучении застывших в янтаре насекомых времен Мела, ученые выяснили, что многие инфекции начали появляться именно в период мел-палеогенового вымирания.

Согласно эпидемической гипотезе, иммунитет динозавров не справился с инфекционной нагрузкой, что привело к их исчезновению. Также возможно, что иммунитет ящеров был ослаблен климатическими перепадами и изменением привычной для них флоры.

Изменение климата

Изменение климата сделало невозможным существование динозавров на земле

Глобальные потепления или похолодания всегда связаны с частичным вымиранием флоры и фауны.

Возможно, в конце мелового периода произошли критические для динозавров изменения климата, сделав их привычную среду обитания, непригодной для жизни.

Уменьшение количества самок

В 2004 году, группа исследователей из Университета Лидса, предположила, что у динозавров, так же как и у современных рептилий, наблюдалась зависимость пола потомства от температуры, в которой хранилась кладка яиц.

Согласно этой теории, даже минимальное изменение климата (на 1-2 градуса), могло привести к появлению особей только мужского пола. Вследствие чего, дальнейшее размножение стало невозможным.

А что было если бы динозавры не вымерли? Об этом смотрите видео