Геохронология Земли | Основные принципы геохронологической шкалы

Геохронология и геохронологическая шкала

Геохронология — это универсальная шкала измерения геологических событий, происходивших в истории земли. Причем, это не просто шкала, ровно разделенная на миллионы и миллиарды лет. В этой линейке отметки не числа, а события планетарного масштаба: зарождение жизни, выход животных на сушу, начало раскола литосферных плит и дрейфа континентов, вымирание динозавров, появление человека разумного.

Геохронологическая шкала (стратиграфическая шкала) — геологическая шкала для обозначения больших временных промежутков в истории Земли (промежутки от сотни тысяч до миллиона лет).

Главная информация о прошедших эпохах находится в толще земных пород .

Принципы стратиграфии

Залегание пород по эпохам

Наука, изучающая время и условия формирования пород, образующих осадочную толщу в их взаимосвязях, называется стратиграфия (в переводе с лат. — «описывающая слои»). Она помогает установить общие закономерности строения осадочной толщи в их временной последовательности, определить возраст геологического события и у неё свои строгие законы.

Базовые геологические принципы:

1. Принцип актуализма — отложения и породы, образовывающиеся сегодня, образовывались и в древности.
  2. Организм не может даже частично вернуться к состоянию, уже случившемуся в ряду его предков.
  3. Принцип неполноты летописи — осадки не образовываются постоянно, большую часть времени образование осадков не происходит.
  4. Горная порода, находящаяся несогласно (под другими углами залегания) в однородной толще, моложе вмещающей ее породы. Например, если осадочная порода разорвана магматической, извержение лавы происходило после образования осадочной толщи.

Стратиграфические принципы:

• При ненарушенном залегании, каждый нижележащий слой древнее, чем перекрывающий его.
  • Органические останки, залегающие в пластах породы, являются возрастным индикатором.

Резюмируя эти принципы можно сказать, что ни одна характеристика горной породы не является однозначным индикатором времени ее образования.

Возраст горной породы определяют по совокупности признаков, характеризующих данный тип отложений. Формируется набор характеристик отложений, рассказывающих об этих геологических событиях, происходивших на Земле в определенном временном интервале и в определенной точке планеты. Ключевые вехи геологической истории в зависимости от их значимости разносятся в события разного уровня.

Данные вехи и формируют Геохронологическую шкалу, разделенную на главные события геологической истории планетарного масштаба.

Отметки геохронологической шкалы

Геохронологическая шкала

Геохронологическая шкала делится по уровням на следующие элементы:

Акротема — самое крупное стратиграфическое подразделение.

Выделяется две акротемы:

• Криптозой — эпоха скрытой жизни, когда обитавшие организмы исчезали практически без следа (делится на архей и протерозой).
  • Фанерозой — эпоха открытой жизни, когда появились остатки и следы жизнедеятельности живых существ, по которым производится более дробное геохронологическое деление.

Следующий уровень — эры . Фанерозой составляют:

• древняя (палеозой);
  • эра средней жизни (мезозой);
  • новая эра (кайнозой).

Следующий уровень временного деления — периоды:

• кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский — палеозойские периоды;
  • триасовый, юрский, меловой — периоды мезозоя;
  • палеогеновый, неогеновый, четвертичный — периоды кайнозоя.

Названия периодов происходят чаще всего от географических названий тех местностей, где впервые определили ключевые характеристики данных отложений. Все стратиграфические подразделения этого уровня имеют общепринятые цветовые и буквенные обозначения на геологических картах и схемах наименования, узнаваемые на геологических картах всего мира.

Следующий уровень разделения геологического времени — отделы. Названия отделов даны по их положению в системе: нижний, средний, верхний или только нижний и верхний. Эпохи, соответственно, называют ранняя, средняя, поздняя. Отдел — часть системы, соответствующая отложениям, образовавшимся в течение одной эпохи. Отделы отличаются встречающимися растениями и живыми организмами на уровне родов или групп в данных отложениях.

Отделы делятся на ярусы — отложения, образовавшиеся в течение одного геологического века (несколько миллионов лет). В разных частях света свои ярусы.

Видео об истории развития Земли относительно геохронологической таблицы.

Международная геохронологическая шкала (2017)

Конечно, геологам нужна единая геохронологическая система координат независимо от того, в какой части света изучаются горные породы. Эпохи делят по характерным отложениям, образованным в определённое время. И именно для их детализации (стратификации) нужна геохронология с геологическими  индикаторами-пластами, характерными для данного региона и условий образования горных осадочных пород. Но в одно и то же время в разных частях света были свои условия осадконакопления. И хронологически в одних частях света образовались четко выраженные геологические комплексы, а в других — отложения не образовывались вовсе.

Эта ситуация привела к тому, что у геологов разных стран и континентов свои геохронологические шкалы, различающиеся на уровне ярусов.

Более мелкое геохронологическое деление — горизонт и лона — в каждом регионе свое. Иногда горизонты различаются в одной стране в зависимости от того, в каких отложениях он выделяется.

Например, найденные у станицы Хапры отложения речных песков, уникальны. Они образуют хапровский горизонт, распространённый только на побережье Азовского моря и сформировавшийся в конце неогенового периода.

Эталонный разрез стратиграфического горизонта называется стратотипом. При этом нигде кроме данной территории он не выделяется.

Определяемая по уникальному и обособленному комплексу живых организмов, встречающихся в отложениях одного возраста, выделяется «лона». Она соответствует определенной экосистеме, сложившейся на данной территории. В лонах выделяются свиты, уже как породы определенных литологических особенностей. Свита должна иметь четкие определяющие признаки, устойчивые на всей площади своего развития.

Свиту характеризует весь комплекс свойств: набор ископаемых организмов, цвет, твердость, плотность, трещиноватость и другие физические свойства (проводимость, радиоактивность, намагничиваемость, химический состав и пр.).

Привести к единой шкале породы различных горизонтов невозможно. Чтобы понять, какое событие отражено в каменной летописи земли раньше, а какое позже, пользуются геохронологическими таблицами соответствия, которые постоянно разрабатываются и модифицируются.

Периоды геохронологической шкалы

ПалеонтологияМеловой период Мезозойской эры: описание, продолжительность, фото
ПалеонтологияСколько зубов у динозавров и какие они были?