Саркозух | Древняя рептилия Африки и Южной Америки (Алжир, Нигер, Габон, Бразилия)

Sarcosuchus

Нигер (Африка), Бразилия (Южная Америка)
Наземные
Упоминание в книгах
Упоминание в играх

История находки

• Места находки саркозуха
    Места находки саркозуха на разных континентах при наложении друг на друга подтверждают теорию дрейфа континентов

Впервые останки саркозуха обнаружил в Сахаре французский палеонтолог де Лаппарент в 1946 году, в Межкалерной формации (Африка). Это были останки позвонков, фрагменты черепа, несколько зубов.

• Следующие находки сделаны в Фоггара-Бен-Драу , в Мали и недалеко от города Аулеф, в Алжире.
  • Другие останки найдены в Тунисе в Айн-эль-Гуттарской формации .
  • В 1957 году в регионе Эльраз на севере Нигера, палеонтолог Фауре обнаружил несколько больших зубов, отнесенных к этому древнему крокодилу. На основании этих материалов французские палеонтологи де Бройн и Филипп Таке описали животное и назвали его Sarcosuchus, от греческих слов «sarco» — плоть и «suchus» — крокодил.
  • В 1964 в Нигере обнаружен практически полный череп.
  • С 1997 по 2000 год в ходе нескольких экспедиций под руководством палеонтолога из США Пола Серено в отложениях Эльразской формации  обнаружены частичные останки шести особей, в том числе скелет с практически целым позвоночником.
  • В 1977 году новый вид саркозуха был назван S. hartti по останкам, найденным в конце 19 века в бассейне Реконкаво в Бразилии.  В 1867 году американский натуралист Чарльз Хартт нашел два изолированных зуба и отправил их американскому палеонтологу О. С. Маршу, который определил их в новый вид Crocodylus, C. hartti. В 70-х годах эти останки были повторно  изучены и окончательно помещены в род Саркозухов.
  • К саркозухам относятся останки, обнаруженные в 2010 году в Марокко в Ифезуанской формации и окаменелые зубы, найденные в Ливии, в формации Налут.

Виды саркозуха

Сегодня описаны и отнесены к саркозухам два вида — Саркозух Императорский (лат. Sarcosuchus imperator) и Sarcosuchus hartti.

Саркозух принадлежал к полностью вымершему семейству рептилий, прямых потомков у Sarcosuchus imperator нет.

Строение скелета

Скелет саркозухаСаркозух — самый крупный из когда-либо обитавших крокодилообразных, не является предком современных крокодилов. Его длина составляла 9–10 метров, а вес достигал 4,5 тонн.

Сравнение размера черепов человека и саркозуха
Скелет черепа саркозуха в сравнении со скелетом черепа человека

Челюсть имела булавовидную форму. Длина морды до полутора метров, из них три четверти — челюсть. Общее количество зубов — 132. На верхней челюсти было по 35 зубов с каждой стороны, на нижней — по 31 зубу. Зубы имели коническую форму и 12-17 см в длину. Верхняя челюсть длиннее нижней и выступала вперед. Сила укуса саркозуха оценивалась в 15 — 20 тонн.

У Саркозуха в конце морды была находилась полость в которой была расположена обонятельная луковица. Существует несколько версий функций этих обонятельных луковиц:

• усиленный обонятельный орган, который позволял животному различать запахи на очень дальних расстояниях;
  • другая версия — этот орган поддерживал половой деморфизм – помогал различать по запаху мужских и женских особей.
Остеодермы саркозуха
Отпечаток остеодерм саркозуха

От основания черепа и до середины хвоста по спине в 2 ряда тянулись костяные щитки (остеодермы), они формировали практически цельный панцирь. Из-за них саркозух не мог поднимать и вращать головой. На кончике верхней челюсти — массивный костяной нарост.

Жил до 50–60 лет, продолжая расти всю жизнь. Костяные панцирные щитки, как годовые кольца на дереве показывают возраст гигантского крокодила.

Передвижение

Саркозух перемещался на четырех ногах, поэтому был подвижен в воде, но медленно передвигался по суше, в лучшем случае он мог делать короткие рывки на небольшие расстояния.

Среда обитания и питание

Обитал в зонах смешения пресной воды и морской — в засоленных поймах рек, в местах выходящих к океану, похожих на дельтовую зону Амазонки. Саркозух охотился полностью погружаясь в воду и оставляя на поверхности только глаза и ноздри. Основу его рациона составляли разнообразные рыбы, большей частью кистеперые, но мог захватить и пришедших на водопой наземных животных, в том числе и крупных динозавров. Строение челюстей саркозуха позволяло хватать крупную рыбу и. высовываясь из воды на берег, затаскивать в воду животных, пришедших на водопой, как и современные крокодилы.

Размножение

Яйцекладущие. Самки делали гнезда в песке, как современные крокодилы.Скелет саркозуха в музее Индианаполиса

Музеи, где представлены скелеты саркозуха

• Галерея палеонтологии, Париж;
  • Национальный музей республики Нигер;
  • Музей естественной истории, Лондон;
  • Детский музей Индианополиса.
ХищникиНемиколоптер | Птерозавр Азии (Китай)
ХищникиКомпсогнат | Динозавр Азии и Европы (Китай, Германия, Франция)
Упоминание в фильмах, мультфильмах, играх

Упоминание в фильмах:

• «Прогулки с динозаврами: в стране гигантов»
Книги

Упоминание в книгах

Упоминание в играх

• Саркозух появляется в игре Jurassic World: The game;
  • Герой аркады ARK Survival Evolved.

Саркозух в ARK Survival Evolved
Приручение саркозуха

• Упоминание в фильмах,
    мультфильмах, играх
  • Книги
Одним из самых маленьких динозавров был Компсогнат, останки которого найдены в Германии и во Франции. Он весил всего 3 кг, а длина его тела составляла 60 см.
Диаметр многих яиц динозавров достигал 2 метров, иногда в одно гнездо откладывали яйца несколько самок
Некоторые травоядные динозавры проглатывали камешки, чтобы с их помощью перетирать проглоченную растительность прямо в желудке.
Зубы у динозавров часто были самозатачивающимися, а если зуб выпадал, то на его месте вырастал новый.
Аллозавр Спинозавр