Цератоник | Динозавр Азии (Монголия)

Ceratonykus

Монголия, Азия
Наземные
1 м
Главная особенность:
Крошечные, но крепкие передние конечности и компактные птичьи руки
Открыт:
Вид Цератоника
Строение скелета
Книги

История открытия

• Фрагментарный скелет Цератоника (лат. Ceratonykus) найден в 2003 году Отхооном Жаргалом в местонахождении Хермин-Цав в слоях формации Барун Гойот, Южно-Гобийский аймак, Монголия, во время совместной российско-монгольской палеонтологической экспедиции.
  • Динозавр описан в 2009 году Владимиром Алифановым и Ринченом Барсболдом. Имя рода образовано из двух греческих слов, означающих «рогатый» и «коготь».

Вид Цератоника

Цератоник представлен одним видом — C. oculatus (с лат. «зоркий», «большеглазый»).

Строение скелета

Охота цератоника
Цератоник питался мелкими ящерицами, насекомыми и яйцами других динозавров.

Типовой экземпляр скелета цератоника представляет собой неполные череп и посткраниальный скелет (несколько шейных и хвостовых позвонков, грудина, правый и левый коракоиды, фрагмент правого плеча, нижние элементы передних конечностей, фрагмент подвздошной кости и задние конечности). На момент смерти он был взрослой особью, т.к. таранные кости динозавра срослись с большеберцовыми.

Длина черепа цератоника — 60 мм. Передняя часть черепа узкая и вытянутая, затылочная часть высокая, глазницы большие. Предглазничные окна динозавра вдвое меньше глазниц. Верхние височные окна овальные, маленькие, продольный диаметр — 0,4 длины лобных костей. Нижние височные окна узкие, высотой меньше вертикального диаметра глазниц.

Лобные кости динозавра выпуклые, спереди клиновидные, каждая в 4 раза длиннее своей ширины, а чешуйчатые — маленькие, Т-образные, спереди и сзади соседствуют с заглазничной и парокципитальным отростком. Они не образуют нисходящий отросток.

Заглазничные кости цератоника маленькие, широкий срединный отросток соединяется с теменной и лобной отдельным отростком, а предлобные — ромбовидные. Соединяясь друг с другом, они образуют передневерхнюю границу глазницы динозавра. Нижний отросток слёзной кости узкий, а верхний — длинный, стержневидный.

Xереп цератоникаСкуловые и квадратно-скуловые кости динозавра узкие, округлые в поперечном сечении, сросшиеся друг с другом. Спереди скуловые образуют край предглазничных окон. Квадратные кости этого терапода высокие. Между боковым и затылочным мыщелками — вырезка, как у шувуйи.

Дентарные кости (зубные) длинные и узкие. Передний конец расширен вверх и загнут вниз. В передне-заднем направлении они образуют большое и глубокое вдавление с V-образным передним краем. Нижнечелюстные окна динозавра широкие, овальные. Пластинчатые кости цератоника тесно примыкают к нижнечелюстному симфизу (место соединения правой и левой костей челюсти).

Над черепной коробкой и под теменными и лобными костями цератоника находится естественный эндокран (слепок мозговой полости), образованный окаменелой породой. На нём можно различить границы переднего мозга, обонятельных путей, частей среднего мозга, мозжечка, заднего мозга и продолговатого.

Длина мозга динозавра без обонятельных путей — 28,6 мм, т.е. половина длины черепа. Ширина полушарий — 11,5 мм, длина — 11,8 мм. Соотношение массы мозга цератоника к массе тела близко к таковому у молодого аллигатора. Зрительные доли смещены вниз, что характерно для современных птиц и некоторых тероподовых динозавров. Глазные яблоки динозавра располагались перед мозгом близко друг к другу. Их диаметр — почти четверть длины головы.

Из шейного отдела цератоника сохранился фрагмент первого позвонка (атлант), представленный интерцентром и кусочком нейральной арки, и ряд из трёх опистоцельных позвонков (спереди выпуклые, сзади вогнутые) в сочленении. Плевроцели (отверстия по бокам) отсутствуют. Из хвостового отдела динозавра сохранился первый позвонок, три сочленённых из передней части и два отдельных из средней. Тела всех позвонков процельные (спереди вогнутые, сзади выпуклые).

Грудина цератоника маленькая, правая и левая части расположены друг к другу под углом 90 градусов, в отличие от мононика, у которого угол 60 градусов. Боковые стороны коракоидов выпуклые. Верхний задний край утолщён. Дельтопекторальный гребень динозавра отделён от головки плечевой кости вырезкой.

На левой передней конечности сохранилась пряжка (сросшиеся запястные и пястные элементы) с фалангой большого пальца. Из тазового пояса известна только задняя часть подвздошной кости. Она широкая, плоская, боковой край утолщённый и выпуклый. В передней части сверху проходит продольный гребень.Cкелет цератоника

В месте соединения большого и малого вертелов бедра цератоника проходит неглубокая борозда. Четвёртый вертел небольшой, как у мононика. Сбоку и спереди бедро динозавра изогнуто сильнее, чем у парвикурсора. Бедро вдвое короче тибиотарсуса (образован сращением большеберцовой с верхними костями предплюсны).

Тибиотарсусы узкие и длинные, в верхней части немного изогнуты в бок. Таранные кости цератоника полностью срослись с большеберцовыми. Восходящий отросток широкий и высокий, как у мононика. Оба тарсометатарсуса (сросшиеся нижние предплюсневые и плюсневые кости) динозавра сохранились.

ХищникиЯнхуанозавр (Янгчуанозавр) | Динозавр Азии (Китай)
ХищникиСпинозавр | Динозавр Африки (Египет, Марокко, Тунис, Алжир)
Книги

Упоминанаие в книгах

• Е. Н. Курочкин, А. В. Лопатин, «Ископаемые позвоночные России и сопредельных стран. Ископаемые рептилии и птицы. Часть 2», 2012 г., стр. 331–332.
  • Грегори Пол, “The Princeton Field Guide to Dinosaurs”(Принстонский справочник динозавров) 2010 и 2016 гг. на стр. 127 и 137.

• Книги
Некоторые травоядные динозавры проглатывали камешки, чтобы с их помощью перетирать проглоченную растительность прямо в желудке.
Зубы у динозавров часто были самозатачивающимися, а если зуб выпадал, то на его месте вырастал новый.
Одним из самых маленьких динозавров был Компсогнат, останки которого найдены в Германии и во Франции. Он весил всего 3 кг, а длина его тела составляла 60 см.
Обычно у динозавров, имевших клюв, в передней части рта не было зубов; зубы располагались в глубине рта.
Аллозавр Стегозавр