Банникус | Динозавр Азии (Монголия, Китай)

Bannykus

Монголия, Азия
Наземные
25 т
Рост:
1.5 м
Главная особенность:
Переходная форма альвеозаврид. 1 палец с длинным когтем на нем.
Открыт:
Музеи, где представлены останки банникуса
Книги
Упоминание в книгах

История находки

• Банникус — новый вид альваресзавра, обнаруженный в формации Бан-Гоби в западной части Монголии в 2009 году, а так же в северной части Китая. Совместной исследовательской группой под руководством XU Xing был найден неполный скелет с черепом и передними конечностями. Описание вида сделано в 2018 году.
  • Находка двух альвеозаврид Bannykus и Xiyunykus позволило ученым проследить этапы развития и эволюции альваресзаврид (переход от ранних видов к поздним).
Xu Xing (IVPP) и James Clark (George Washington University) собирают останки динозавров. Автор Xu Xing.

Виды динозавра

В семействе банникус выделен единственный вид — Bannykus wulatensis. Название семейства происходит от слов «ban» (Mandarin), означающее половина (относится к переходным признакам, замеченным у этого динозавра) и ‘onyx’ (греч.),  — коготь; названия вида — производное от Wulatehoqi (Wulate Rear Banner) провинция, где был найден динозавр.

Строение скелета

Новые виды динозавров помогли пролить свет на 70 миллионный пробел в палеонтологии
Найденные окаменелости альвересзавридов проливают свет на эволюцию специализированной верхней конечности. За миллионы лет длинные передние конечности и трехпалые руки превратились в сильно уменьшенные конечности с одним пальцем. Автор Viktor Radermacher

Банникус является характерным альваресзавридом — манираптором — переходной группой от альваресзаврид обитавших в позднем юрском периоде к тем, которые обитали в раннем меловом. Открытие данного вида динозавров помогло заполнить пробел знаний о развитии альвеозаврид длинной в 70 миллионов лет. Изначально альваресзавриды были хищными ящерами с трехпалыми верхними конечностями, но ко времени распространения банникуса, многие виды, как и сам ящер стали насекомоядными и имели один палец с длинным когтем.

Вес динозавра не превышал 24–25 кг. У банникуса было зачаточное оперение и есть предположение, что он был теплокровным динозавром.

Этот динозавр имеет много общего с нелетающими птицами. Легкие полые кости, при относительно большом размере – около метра в высоту. Он имеел вытянутый изящный череп и птицеподобные задние конечности. Большеберцовая кость была немного длиннее бедренной.

Глазницы ящер имел очень большие. Общим строением череп напоминал строение черепа Shuvuuia.

Передние конечности были сильно изменены по сравнению с самыми примитивными альваресзавроидами, но не до такой степени, как у их поздних меловых преемников, которые характеризовались очень укороченными передними лапами. На передних конечностях фаланги собраны в один крупный коготь, которым он разрывал муравейники и термитники, искал насекомых в трухлявых бревнах и под корой деревьев. Банникус характеризуется общим уменьшением числа костей в передних конечностях.

Небольшие реберные отростки располагались вдоль хвоста и в нижней части позвоночника. На фото ниже представлены все кости Банникуса, найденные на данный момент.

Найденные останки банникуса
Останки позволяют предположить что особь была подростком 8 лет. Скелетная Анатомия Bannykus wulatensis: (А) скелетных силуэт показывая сохранившиеся кости (серый цвет); (В) гистологическый срез малоберцовой кости; (С) левая лобная кость в дорзальной проекции; (D) затылочное сочленение в вентральной проекции; (Е) левая surangular вид сбоку; (F-H) позвоночник вид слева сбоку, в том числе средине шейные позвонки (F), средние дорзальные(G), средние поясничные(H). (I) левая лопатка и клювовидный отросток вид сбоку; (J и K) левая плечевая кость (J) левая локтевая кость (К) вид спереди; (L) левая кисть, вид спереди; (M) левая подвздошная кость вид сбоку; (N) правая бедренная кость вид сзади; (O) правые плюсневые кости в заднем виде. Шкала – 100 мм для (А) и 500 мкм для (B). Сокращения: absf – anterior border of supratemporal fossa; bt – basal tuber; ct – coracoid tubercle; ecc – ectepicondyle; enc – entepicondyle; fmcIII – facet for metacarpal III; lpp – laterally protruding parapophysis; mc II-III – metacarpals II-III; mdc – medial distal condyle; mt II-V – metatarsals II-V; pof – popliteal fossa; oc – occipital condyle; op – olecranon process; pf – pneumatic fossa; rc – radial condyle; uc – ulnar condyle; sc – surangular crest; sf – surangular foramen.

Банникус отличается от других альварезавров наличием следующих аутопоморфий:

• выемка между базальными бугорками почти отсутствует;
  • большое сурангулярное отверстие;
  • дистальные концы боковых отростков нижних дорсальных позвонков сильно расширены в заднем направлении;
  • внутренняя бугристость плечевой кости отклонена назад;
  • хорошо развита фасетки на боковой поверхности второй пястной кости для сочленения с пястной кость с III;
  • III пястная кость загнута медиально;
  • выпуклая часть на проксимальном конце фаланги III-1;
  • на фаланге III-2расположены выступы на медиальной и дистальной поверхностях и 2 борозды, ограниченные 3 параллельными мыщелками дистального конца.
  • заднебоковой край малоберцового мыщелка большеберцовой кости имеет пирамидальное боковое возвышение и глубокую борозду вдоль заднего края проксимальной половины гребня малоберцовой кости.

Верхняя конечность банникуса
    Обратите внимание на массивный коготь на большом пальце.

Среда обитания

В то время во внутренней Монголии был субтропический сухой климат саванн. Небольшие рощи и перелески чередовались с большими пространствами на которых обитали стайки банникусов.

Питание банникуса
Острым когтем банникус разрывал муравейники и термитники, добывая насекомых

Скорее всего банникус охотился на насекомых. Своим острым когтем он разрывал муравейники и термитники. Ученые предположили что он был переходной формой между некрупными хищниками и мелкими насекомоядными. Зубов у динозавра практически не было, как у современного трубкозуба или муравьеда.

Размножение

Размножались динозавры с помощью яйцекладок. Скорее всего банникусы делали подобие гнезд и возможно даже высиживали яйца.

Защита от хищников

Естественными врагами банникуса были крупные хищные динозавры, от которых маленький банникус мог спастись только бегством или спрятавшись в густом подлеске.

Музеи, где представлены останки банникуса

Остатки банникуса находятся в Монгольском национальном историческом музее.

Ближайшие родственники

• Динозавр Сиюнку.

Данные по анатомии динозавра и его положении в ряду теропод опубликованы в статье журнала Current Biology.

ХищникиСтаврикозавр | Динозавр Южной Америки (Бразилия)
ХищникиXiyunykus | Динозавр Азии (Китай)
Книги

Упоминание в книгах

• 50 Dinosaur Tales автор Sabrina Ricci (на английском языке).

• Книги
Ближайшие сородичи
Обычно у динозавров, имевших клюв, в передней части рта не было зубов; зубы располагались в глубине рта.
Некоторые травоядные динозавры проглатывали камешки, чтобы с их помощью перетирать проглоченную растительность прямо в желудке.
Диаметр многих яиц динозавров достигал 2 метров, иногда в одно гнездо откладывали яйца несколько самок
Зубы у динозавров часто были самозатачивающимися, а если зуб выпадал, то на его месте вырастал новый.
Тираннозавр Рекс Анкилозавр