Архелон | Гигантская морская черепаха

Упоминание в играх
Упоминание в книгах

История открытия

Место находки архелона
Место находки типового образца архелона
  • Все останки архелона —  гигантской морской черепахи мелового периода — обнаружены на территории южных штатов США (Южная Дакота, Вайоминг).
  • Первый скелет найден Джорджем Вейландом в 1895 году, на берегу реки Шайен. Американский палеонтолог назвал открытый им вид Archelon ischyros, что переводится с древнегреческого как «властелин черепах». Скелет был выставлен в 1907 году в Музее естественной истории Пибоди в Нью Хейвене (штат Коннектикут).
  • Скелет морского гиганта шириной в пять метров обнаружен в тех же краях в 1970 году. Сперва ученые приняли его за останки протостеги (родственный вид), но вовремя исправили свою ошибку. Этот архелон передан в венский музей естественной истории .
  • 2 скелета Archelon (один образец в 1996, другой в 1998 году) были найдены рядом с городом Пирр, Южная Дакота.
  • В 2002 году был найден пятый образец — неполный скелет древней черепахи. Он обнаружен в  месте Pierre Shale в Северной Дакоте вдоль реки Шейенн близ Куперстауна.

Строение скелета

Archelon — самая крупная черепаха из всех плававших в море или ползавших по земле.

В распоряжении палеонтологов четыре полных скелета архелона, это объясняется тем, что рептилии любили зарываться с головой в ил. Впадая в спячку, они проводили под водой по два-три часа. В таком состоянии они часто умирали – от полученных травм или от старости. Таким образом ученым достаточно четко известно как выглядел архелон.

Строение скелета архелона

Размеры типового экземпляра: голова около 60 см, шея 72 см , грудные позвонки 135 см, крестец 15 см и хвост 70 см. Самый крупный экземпляр, названный Бригитта, имеет размеры около 460 см от головы до хвоста и 400 см от плавника до плавника,

Череп архелона крупный, вытянутый, с загнутым клювом, как у хищной птицы. Длина черепа архелона составляла 60 — 70 см (она превышала ширину). Страшный клюв помогал дробить раковины аммонитов, возможно, служил оружием в боях с динозаврами и агрессивными сородичами. Большая часть длины головы составляли удлиненные премаксилярные кости, они являлись передней частью клюва архелона. Ноздри вытянуты и располагались в верхней части черепа, слегка выдвинуты вперед и необычно горизонтальны по сравнению с морскими черепахами. Зубы у древней черепахи отсутствовали. Клюв Archelon не имел острого режущего края, зато тяжелая нижняя челюсть, толстое небо и крючковатый клюв наносили смертельные ударыСтроение альвеолярной части черепа архелонаИз голотипа было извлечено пять шейных позвонков, и, вероятно, в общей сложности у него их было восемь, они имели форму X, вогнутые с одной стороны к голове и выпуклые с другой. Их толстый каркас указывает на сильные мышцы шеи. Были найдены десять грудных позвонков, увеличивающихся в размерах до шестого, затем быстро уменьшающихся, и они имеют мало связи с панцирем. Три позвонка крестца короткие и плоские. У архелона было восемнадцать хвостовых позвонков: первые восемь-десять (в той же области, что и панцирь) имели нервные дуги, в то время как остальные-нет. Хвост был очень подвижным был способен изгибаться почти под углом 90° по горизонтали.

Панцирь архелона

Длина панциря типового экземпляра составляла до 1.9 м в ширину.Панцирь архелона состоял из каркаса и кожистого покрытия, что значительно облегчало вес животного. Панцирь покрывала толстая кожа, как у современных кожистых черепах. Панцирь состоит с обеих сторон из восьми нейронов-пластинок, ближайших к средней линии, и девяти плевральных пластинок, соединяющих среднюю линию с ребрами. Вдоль позвоночника тянулся невральный киль. Панцирь служил как для защиты от динозавров, так и являлся своего рода балластом, помогая экономить силы под водой.

Пластины панциря в одинакового размера, за исключением двух пар пластин, соответствующих восьмому грудному позвонку, которые были меньше остальных, и ближней к хвосту пластины, которая была большего размера. Архелон имел десять пар ребер, как и у других кожистых морских черепах, но в отличие от них, первое ребро не встречается с первым плевральным. Ребра крупнее и более развиты чем у морских черепах, они увеличиваются в толщину в вертикальном направлении, по мере удаления от средней линии. Первое ребро короче второго на три четверти длины. 2-5 ребра толщиной 2,5 см  в начале и 4-5 см в дистальном отделе выступают под прямым углом от средней линии имеют длину 100 см.

Пластрон архелонаПанцирь имел ряд гребней по средней линии над грудной областью, каждый гребень достигал 2,5 или 5 см. При отсутствии прочно соединенных шейных и плевральных пластин кожа над панцирем была толстой и прочной, чтобы должным образом поддерживать плечевой пояс. Кости имели губчатое строение, которое было адаптацией к снижению общего веса.

Грудная пластина (пластрон) состоит из четырех соединенных между собой звездчатых пластин, между ними — центральная фонтанель.

Высокую мобильность животному обеспечивали гигантские передние ласты, размах которых достигал 5 метров, они же — самое уязвимое место рептилии. Плечевые кости в верхней части ласт массивны, а лучевая  и локтевая кости предплечий короткие и компактные, что обеспечивало большое усилие при гребке.

Архелоны питались медузами, ракообразными и аммонитами — вымершим видом моллюсков. Архелон мог охотится в средней и верхной трети воды благодаря нейтральной плавучести — способности костей противодействовать давлению воздуха, стремящегося поднять черепаху на поверхность.

Место обитания архелона
Черепахи Archelon жили в то время,когда Западное внутреннее море покрывало большую часть центра Северной Америки.

Среда обитания

В море гигантскую рептилию защищали ее размеры и крепкий панцирь, а на суше архелон становился легкой добычей для динозавров. На берег эти неповоротливые звери выбирались только для кладки яиц.

Отношения с сородичами

Архелон путешествовал один, встречаясь с сородичами только в сезон спаривания. Однако в полном одиночестве он оставался редко, в морских водах его всегда сопровождали стаи рачков и рыб-прилипал.

Ближайший родственник — протостега. Еще одна вымершая черепаха, которая отличается от архелона меньшими размерами и менее хищной формой головы. В остальном они очень похожи.Сравнение размеров архелона и простега

Музеи, где представлен скелет архелона

• Скелет Архелона в музее НьюпортаСамый крупный архелон хранится вместе с динозаврами в венском музее естественной истории. Это самка, прожившая сто лет. Палеонтологи назвали ее Бригитта;
  • Два скелета находятся в коллекции в Морском музее Ньюпорта и Йельском музее;
  • Пластроны архелона представлены в Североамериканском музее древней жизни.

ХищникиXiyunykus | Динозавр Азии (Китай)
ХищникиВелоцираптор | Размеры, строение скелета, когти и перья динозавра
Упоминание в фильмах, мультфильмах, играх

Упоминание в фильмах

• «Миллион лет до нашей эры» — голливудский фильм 1966 года. Размеры показанного в фильме монстра не соответствуют реальным , но в остальных деталях архелон легко узнаваем.
  • «Морские динозавры 3D» — документальный фильм о вымерших животных.
  • «Прогулки с морскими чудовищами» — документальный сериал BBC. В одном эпизоде ведущий катается на черепашьем панцире. В другом показан момент, где архелон теряет заднюю конечность в схватке с динозавром.
Книги

Упоминание в играх

• Jurassic park: builder — экономический симулятор, где игроку предстоит примерить на себя роль владельца парка юрского периода.
  • Jurassic world: the game — многопользовательские бои динозавров для мобильных устройств и ПК .

Упоминание в книгах

• «100 фактов о динозаврах» — детская иллюстрированная книга.
  • Упоминание в фильмах,
    мультфильмах, играх
  • Книги
Обычно у динозавров, имевших клюв, в передней части рта не было зубов; зубы располагались в глубине рта.
Некоторые травоядные динозавры проглатывали камешки, чтобы с их помощью перетирать проглоченную растительность прямо в желудке.
Одним из самых маленьких динозавров был Компсогнат, останки которого найдены в Германии и во Франции. Он весил всего 3 кг, а длина его тела составляла 60 см.
Динозавры, у которых хвост был жестким, во время бега держали его направленным строго назад.
Спинозавр Тираннозавр Рекс