Аллозавр | Как выглядел динозавр Северной Америки (США, Мексики) и Европы (Португалия)

Allosaurus

Португалия (Европа), США (Северная Америка)
Наземные
2.5 т
Рост:
4 м
12 м
Скорость:
30 - 55 км/ч
Главная особенность:
На черепе аллозавра были необычные парные гребни, которые постепенно переходили в рожки
Открыт:
в 1869 г, Колорадо (США)
Расшифровка названия:
Иной ящер
Ящеротазовые
Тероподы
Аллозавриды
Аллозавры
Allosaurus fragilis, Allosaurus atrox, «Epanterias» amplexus, Allosaurus jimmadseni Allosaurus europaeus
1 965
Книги
Упоминание в книгах
Упоминание в играх

История находок

Основная часть костей аллозавров обнаружена в США.

По фото можно оценить размеры аллозавра.
Скелет аллозавра

• Впервые останки одного из представителей данного вида нашли в 1869 году. Тогда обнаружили фрагмент хвостовой кости, и лишь через несколько лет раскопали другие части скелета этого же динозавра. Из-за строения черепа, нетипичного для хищных динозавров, ископаемое животное получило название «аллозавр», т.е.  «странный ящер».
  •  В 1883 году в штате Юта обнаружили полный скелет аллозавра, но значительное количество костей динозавра нашли во время раскопок с 1960 по 1965 год.
  • Большая часть останков аллозавров найдена в Северной Америке. Фрагменты скелетов этих ящеров обнаружены в Австралии и Африке. Предположительно, отдельные группы аллозавров обитали на территории Китая и России

Виды аллозавров

Точное количество видов не установлено. Обнаружены останки следующих:

1. Allosaurus fragilis.
    Описан в 1877 году. Единственный общепризнанный вид аллозавра. Считается типовым. Обитал в западной части Северной Америки. Останков представителей данного вида найдено больше всего. В Нью-Мексико, Колорадо, Вайоминге и Юте обнаружены кости аллозавров разного размера и возраста. В смоляных ямах карьера Кливленд-Ллойд найдены фрагменты скелетов 40 ящеров. Ряд исследователей выделяет из этого вида ещё один — Allosaurus atrox. У него вытянутая форма черепа и сильные передние конечности. «Epanterias» amplexus — типовой вид аллозавра более крупных размеров.
  2. Allosaurus europaeus.
    Найден в Португалии. Описан в 2006 году. Имеет выраженное сходство с Allosaurus fragilis.
  3. Allosaurus jimmadseni.
    Этот вид признают не все учёные. Он выделен на основании скелетов, найденных в Юте и Вайоминге.

Строение скелета

Кости скелета аллозавра
Allosaurus fragilis

Анатомическое строение туловища аллозавра типично для хищников юрского периода. Ящер имел большую голову, развитые задние конечности. Хвост длинный, подвижный, сужающийся к концу. Оружие динозавра — мощные челюсти с острыми зубами, которые делали хватку аллозавра смертельной.

Аллозавр отличался массивным туловищем и длинным толстым хвостом, который помогал хищнику удерживать равновесие во время ходьбы и охоты. Внутренние органы динозавра были защищены рёбрами, крепившимися к коже. Вероятно, ящер имел дополнительные рёбра, но пока это не подтверждено.

Ряд останков примечателен несоединёнными концами лобковых костей. Д. Мэдсон предположил, что подобное строение — половой диморфизм, помогавший женским особям откладывать яйца. Также данная особенность могла помогать ящерам лежать на земле.

Задние конечности

Чтобы удерживать массу тела, задние конечности хищника должны были быть очень мощными, с выраженными мускулами. Один палец на ступне развёрнут назад, три — вперёд. Такая форма ступни помогала ящеру легко передвигаться, несмотря на огромную массу тела.

Передние конечности

Строение черепа аллозавра
На картинке указаны особенности анатомии черепа аллозавра

Передние конечности аллозавра были меньше задних и имели три длинных изогнутых когтя, которыми динозавр разделывал туши убитых животных. Лапы ящера были длиннее, чем у других тераподов.

Строение черепа Аллозавра

Череп аллозавра отличается от строения черепов других хищных динозавров юрского периода. Хотя голова ящера массивная, её вес маленький. Между костей черепа находились пустоты. Над глазами располагались костные гребни полые внутри. Исследователи считают, что внутри наростов находились железы, отвечавшие за солевой баланс. Есть альтернативная версия, согласно которой наросты служили самцам для привлечения самок. Данная особенность черепа позволяет палеонтологам отличать останки аллозавров от костей тираннозавров.

Движению челюстей помогали мускулы, находившиеся на спине и шее. Хищник мог легко крутить головой, что упрощало охоту. По останкам глотки учёные установили, что язык ящера был длинным и широким. Манера движений головы напоминала птичью.

Нападение аллозавров на стегозавра
На картинке изображена реконструкция нападения аллозавра на стегозавра

Особенности охоты и питания

Хищник выжидал добычу в засаде, преследовал редко. В основном аллозавры питались диплодоками, но нападали и на крупных травоядных — стегозавров, зауроподов. Ящеры подкрадывались к жертве, нападали с разных сторон и откусывали куски мяса.

Во время еды аллозавр зажимал добычу задними лапами. Тушу ел кусками. Ящер отличался прожорливостью – челюсть раскрывалась на 80 градусов, что позволяло за раз откусывать крупные куски мяса. За один укус динозавр способен проглотить добычу размером с человека.

Взаимоотношения с сородичами

Ряд находок (массовые захоронения, следы разных особей в одном месте) свидетельствует, что аллозавры могли держаться стаей. Палеонтологи высказывают сомнения на этот счёт, т.к. эти динозавры отличались повышенной агрессивностью, которая несовместима с групповым образом жизни. Массовое скопление костей может быть обусловлено попаданием отдельных представителей вида в природные ловушки, а не гибелью стаи животных.

Реконструкция скелета аллозавра
На фото скелет аллозавра в Американском музее естественной истории (Нью-Йорк)

Музеи, где представлены останки аллозавра

• В Музее естествознания в Берлине выставлен череп аллозавра
  • Denver Museum of Nature and Science – представлена схватка аллозавра со стегозавром
  • Museu de Ciències Naturals de València
  • Paleontology Hall in French National Museum of Natural History, in Paris
  • Museum of the Rockies in Bozeman, Montana – представлен череп
  • Oklahoma Museum of Natural History – череп

Аллозавр – свирепы противник. Как Вы думаете мог ли он победить любого соперника, который встретится ему на пути? Вот мнерие редакции:

Аллозавр против стегозавра

Аллозавр против тираннозавра

Аллозавр против барионикса

Аллозавр против спинозавра

ХищникиТираннозавр Рекс | Самый известный и изученный динозавр Мелового периода
ХищникиЮтиран | Динозавр Азии (Китай)
Упоминание в фильмах, мультфильмах, играх

Упоминание в кинофильмах

• О жизни ящера в 2019 году снят короткометражный фильм «Баллада о Большом Але».
  • Прогулки с монстрами: жизнь до динозавров. Рептилия фигурирует в конце этого научно-популярного фильма от BBC. Показывается эволюция эупаркерии в динозавров, в т.ч. в аллозавра. Демонстрируется агрессивная и доминирующая природа ящера: хищник рычит на хасматозуха (рептилия триасового периода), затем удаляется.
  • Долина Гванги. Фэнтезийный вестерн 1969 года. Группа отправляется на поиски территорий, где могла сохраниться популяция пропалеотерия — доисторического предка лошади. В ходе поисков люди находят долину, в которой живут представители доисторической фауны. Команда становится свидетелем охоты аллозавра по имени Гванги на орнитомима и стиракозавра. Гванги ловят и отвозят в цирк. Во время представления ящер вырывается, съедает слона, но погибает в огненной засаде.
  • Парк Юрского периода. Хищник находился в списке InGen для парка на Исла Нубларе. По сюжету фильма, в 1975-1993 годах удалось добыть янтарь с останками комара, выпившего кровь аллозавра. Исследователи InGen извлекли 12% генома ящера, чего недостаточно для воссоздания особи. В Центре Посетителей Парка Юрского периода возвышалась стена со слепком костей аллозавра.
  • Парк Юрского периода 3. Логотип можно увидеть на машине доктора Алана Гранта.
  • Мир Юрского периода. В четвёртой части серии «Парк Юрского периода» InGen вновь добывает генетический материал аллозавра. Пробелы в генетическом материале учёные заполняют данными ДНК современных видов рептилий. В результате в лаборатории удаётся создать модифицированного аллозавра. Клон отличается от доисторических предков. Передние лапы у юных особей загибаются вниз (у взрослых нет этой особенности). Модифицированные динозавры могут высовывать язык, их хвост гибок и подвижен, а череп шире. Самки имеют синий окрас, жёлтый живот, красные гребни над глазами и жёлтую радужку глаз. Юные экземпляры отличаются тусклой окраской, на морде и шее желтоватые полосы. У клонов такая же подвижная и гибкая шея как у живших динозавров, что позволяет им совершать стремительные движения головой. Находясь в ярости  взрослые хищники издают рёв. Ещё он нужен, чтобы запугать жертву и отпугнуть противников. Самки динозавра при перемещении издают урчание. При охоте на жертву ящеры рычат. Клонирование и выращивание аллозавров проводилось тайно в северной части Нублара. Предполагалось, что полученные особи будут использоваться в развлечениях и аттракционах Мира Юрского периода. В центре инноваций парка посетители могли посмотреть голограмму представителя данного вида. Клоны аллозавров были отпущены на волю после инцидента, произошедшего в 2015 году.
  • Мир Юрского периода 2. В 2017 году динозавры, обитающие на Исла Нубларе, оказываются под угрозой исчезновения из-за повышения вулканической активности на острове. В 2018 году происходит извержение вулкана Сибо. В фильме есть сцена, где аллозавр поднимается на холм во время извержения.  Хищник приближается к гиросфере, в которой сидят Клэр Диринг и Франклин Уэбб. Ящер замечает людей, ревёт на них, но в него падает раскалённый вулканический обломок. Динозавр издаёт стон и валится на землю.
  • Битва в Биг-Рок. Короткометражный фильм Колина Треворроу рассказывает о молодой самке аллозавра, попавшей в парк Биг-Рок. Животное выходит на кемпинговую площадку парка, где в этот момент находились самка и детёныш насутоцератопса. Хищник набрасывается на детёныша и хватает его за воротник. Но укус оказывается неэффективным и аллозавр решает вцепиться в другую часть тела жертвы, но тот убегает к матери. Самка насутоцератопса вступает в сражение с хищником, но терпит поражение. В этот момент появляется самец, и хищник проигрывает схватку. В другой сцене аллозавр нападает на трейлер. Он засовывает голову внутрь и зрителю видна сложная аниматроника движений доисторического ящера.
  • Фильм BBC повествует о жизни большого Ала — аллозавра, останки которого обнаружены в 1991 году. На его костях следы от множественных ранений, полученных хищником при жизни. Фильм рассказывает о рождении, жизни и гибели динозавра. При создании «Баллады о большом Але» использовались технологии, применявшиеся в «Парке Юрского периода» .

Упоминание в сериалах

• Прогулки с динозаврами. Во 2 серии 1 сезона научно-популярного сериала BBC зрителям показывают реконструированную сцену охоты стаи аллозавров. Один из хищников убивает и съедает диплодока, другой продолжает охоту, но сталкивается со стегозавром. Сражение с бронированным динозавром оказывается безуспешным. Аллозавры нападают на взрослых диплодоков, но травоядные отражают нападение. В 5 серии 1 сезона показывают охоту аллозавра на лиеллинозавров — двуногих травоядных, обитавших в лесу. Хищник убивает главную самку в стае. Далее следует сцена, в которой самец аллозавра ест тушу муттабурразавра. К мёртвому динозавру подходит голодная самка аллозавра. Самец агрессивно защищает добычу, но самка откусывает  кусок мяса и убегает.
  • Планета динозавров. В 4 серии 1 сезона показана сцена охоты аллозавра на стегозавров и камптозавров. Напав на стегозавра, хищник получает удар хвостом в бедро от другого стегозавра. Но динозавр выжил. Он выслеживает и убивает камптозавра. Насытиться охотник не успевает – в кадре появляется заурофаганак, который отбирает у аллозавра добычу.
  • Войны Юрского периода. В сериале периодически появляются сцены с аллозавром. Хищник вступает в схватки со стегозаврами, цератозаврами и каммарозаврами.
Книги

Упоминание в книгах

• Энциклопедия в дополненной реальности «Динозавры:от компсогната до рамфоринха»
    Динозавры: от компсогната до рамфоринха
  • «Затерянный мир» Артура Конан Дойля;
  • «Суперзавры: секрет рапторов» Джей Джей Барридж. Аллозавр Дастер — домашний питомец героини романа Беатрис Кингсли;
  • «Суперзавры 2: проклятие забытой карты». Хищники показываются как альтернатива домашним и беговым лошадям. Рассказывая о войне, Теодор упоминает боевых аллозавров и отмечает, что они пугливы.
  • На некоторых обложках романа М. Крайтона «Затерянный мир» присутствует изображение аллозавра, хотя в самой книге он не упоминается.
  • Хищник появляется в ряде детских энциклопедий: «100 фактов о динозаврах», «Динозавры — полная энциклопедия» «Что? Где? Когда?» и др.

Упоминание в играх

• Впервые аллозавры встречаются в игре для PSX и Sega «The Lost World: Jurassic Park». Большая стая ящеров живёт в пещерах рядом с лагерем людей. Они набрасываются на тираннозавра игрока, когда тот перемещается по игровому миру.
    • Jurassic Park III: Park Builder. В игре появляется возможность клонировать представителя данного вида. Упоминается, что аллозавр — любимый ящер Джона Хаммонда
    • Jurassic Park: Operation Genesis. В игре аллозавр — массивная плотоядная рептилия, которая охотится на дриозавров. Он показан крупнее, чем был в реальности. Жертвами хищника становятся рептилии одного с ним размера. На зауроподов игровой ящер не охотится, что противоречит палеонтологическим сведениям .
    • Jurassic Park: Builder. В этой игре для мобильных телефонов аллозавр является серебряным по меркам турниров. Обнаружить генетический материал хищника можно исследуя территорию острова.
    • В Jurassic World: The Game « аллозавр — редкий хищник. В игре допущена ошибка: у динозавров на передних лапах два пальца вместо трёх.
    • Jurassic World Facts. Мобильное приложение, в котором собраны факты об обитателях Юрского периода. Аллозавр входит в «тёмную» (закрытую) зону. С помощью свечи можно осмотреть его с разных сторон, но полностью увидеть можно только просканировав код под ногой игровой фигурки. Правильные ответы на вопросы викторины открывают факты о динозавре, но полный доступ к информации пользователь получает после сканирования кода фигурки.
    • Jurassic World: Alive. В этой игре с дополненной реальностью тоже есть аллозавры.
    • Jurassic World Evolution. В DLC по Миру юрского периода 2 аллозавр – плотоядный ящер, которого необходимо держать в удалении от других динозавров. Но они могут соседствовать с некоторыми видами травоядных и хищников. Для содержания аллозавра требуется выстроить высокие заборы. Охотятся они на открытой местности — в полях, лугах, редких лесах.досье аллозавра в ARK

приручение Аллозавра в ARK

• ARK: Survival Evolved

• Упоминание в фильмах,
    мультфильмах, играх
  • Книги
Некоторые травоядные динозавры проглатывали камешки, чтобы с их помощью перетирать проглоченную растительность прямо в желудке.
Одним из самых маленьких динозавров был Компсогнат, останки которого найдены в Германии и во Франции. Он весил всего 3 кг, а длина его тела составляла 60 см.
Обычно у динозавров, имевших клюв, в передней части рта не было зубов; зубы располагались в глубине рта.
Динозавры, у которых хвост был жестким, во время бега держали его направленным строго назад.
Спинозавр Саркозух