Ценагнатазия | Динозавр Азии (Узбекистан, Китай)

Caenagnathasia

Узбекистан, Азия
Наземные
0,0009 т
Рост:
0,7 м
1.2 м
Главная особенность:
Является самым маленьким известным овирапторозавром.
Открыт:
История находки
Вид динозавра
Строение тела
Книги

Возможная транслитерация названия — Кенагнатазия.

История находкиМесто находки ценагтазия

• Кости ценагнатазия (лат. Caenagnathasia) найдены в урочище Джаракудук в слоях формации Биссекти, в пустыне Кызылкум, в Узбекистане. Типовой экземпляр представлял собой неполные сросшиеся зубные кости, дополнительный — правую зубную кость. Они описаны Филипом Карри и его коллегами в 1994 году. Это первые представители семейства, обнаруженные в центральной Азии.
  • Другие экземпляры Caenagnathasia собрали в совместных экспедициях узбекских, российских, британских, американских и канадских палеонтологов в период с 1997 по 2006 года, проводивших раскопки на том же местонахождении. Материал включает в себя неполные сросшиеся зубные кости динозавра, шейные и спинные позвонки, неполные крестцовые кости, верхнюю часть правого бедра. Образцы описаны в 2015 году Ганс-Дитер Зюсом и Александром Аверьяновым.
  • Ещё один экземпляр, представляющий собой часть челюсти динозавра, найден в слоях формации Ирен Дабасу, в автономном районе Внутренняя Монголия, в Китае, и отнесён к роду ценагнатазия (но не к виду) . Он описан в 2018 году Шуо Ваном и его коллегами.

Имя рода «caenagnathasia» состоит из названия североамериканского динозавра «каенагнат» и слова «Азия», что указывает на их родство и азиатское происхождение первого.

Вид динозавра

Ценагнатазия представлен одним видом — ценагнатазия мартинсон (лат. Caenagnathasia martinson). Видовое имя дано в честь Г. Г. Мартинсона — советского палеонтолога, специалиста по пресноводным и морским моллюскам мезозоя.

Строение тела

Ценагнатазия были пернатыми, птицеподобными динозаврами с клювовидным черепом, длинной шеей и длинными конечностями. Ученые предполагают, что это был один из наиболее примитивных представителей ценагнатид. Найденные фрагменты челюсти были размеров 2-4 см, а общая длина черепа ценагнатазия составляла 7.6 см.

Челюсть caenagnathasia
Образец нижней челюсти Caenagnathasia, IVPP V 20377 A. дорзальный вид; B. вид сзади; C. левый боковой вид; D. вид снизу; E. рисунок дорзального вида; F. рисунок вида снизу. Сокращения: A1. передняя окклюзионная борозда; ap. апикальная проекция; f.отверстие; L1−L4. латеральные окклюзионные борозды; lr. язычный гребень; lvg. латеральные сосудистые борозды; mg. серединная борозда; nf. питательные отверстия; sym. симфиз; vg. вертикальная борозда. Фото из статьи: Xi, Yao & Wang, Xiaoli & Sullivan, Corwin & Wang, Shuo & Stidham, Thomas & Xing, Xu & Palasiatica, Vertebrata. (2015). Caenagnathasia sp.  from the Iren Dabasu Formation (Upper Cretaceous: Campanian) of Erenhot, Nei Mongol, China. Vertebrata Palasiatica. 53.

В середине язычной поверхности симфиза челюсти динозавра между боковыми сосудистыми бороздами находится большой бугорок. Позади нижнего края симфиза — мелкое углубление . Передний конец челюсти ценагнатазия образует режущий край и приподнят над верхней поверхностью. Передняя и боковая стороны ровные, на каждой — узкий ряд питательных отверстий, которые при жизни динозавра прикрывал кератиновый чехол. Зубные кости полые, но часть под жевательной поверхностью заполняло губчатое вещество.

Передние шейные позвонки ценагнатазия сбоку клиновидные — верхняя и нижняя стороны сходятся спереди. Тела позвонков динозавра длинные, ширина их суставных поверхностей больше высоты. Диапофиз находится выше парапофиза. С эпипофизом он соединяется боковым гребнем. Сверху нейральные дуги расположены крест-накрест. Высота спинномозгового канала одинакова с суставной поверхностью тела позвонка. Высота задних шейных позвонков динозавра больше их длины, их тела короче передних.

Тела спинных позвонков Caenagnathasia катушковидные с большими овальными вытянутыми плевроцелями. Суставная поверхность тел спинных позвонков ацельная и дисковидная. Нижняя сторона — плоская и лишена . Основание парапофиза расположено на переднем краю нейральной дуги над нейроцентральным швом. Гипосфен развит, выступает за пределы тела позвонка.

Один крестец динозавра состоит из четырёх сросшихся крестцовых позвонков, другой — из двух первых. Площадь суставной поверхности позвонков уменьшается от первого к четвёртому, но длина их тел меняется не намного. Спинномозговой канал динозавра большой. Тела позвонков ценагнатазия низкие, с щелевидными плевроцелями, расположенными позади крестцовых рёбер. Нижняя сторона тел позвонков динозавра плоская, с неглубокой продольной бороздой на третьем и четвёртом.Caenagnatasia скелет

Головка бедра ценагнатазия овальной формы и отделена от большого вертела узкой неглубокой бороздой. От неё к концу кости отходит гребень, оканчивающийся острым четвёртым вертелом. Он ограничивает спереди овальное углубление — место прикрепления длинной хвостовобедренной мышцы.

ВсеядныеТроодон (предыдущее название стенонихозавр) | Динозавр Северной Америки
Книги

Упоминание в книгах:

• Грегори Пол, «The Princeton Field Guide to Dinosaurs» 2010 и 2016 годов издания на стр. 152 и 177, соответственно
  • Д.Б. Вейсхампель, П. Додсон, Х. Осмольская, «The Dinosauria», 2004 г., стр. 166–167, 182
  • Филип Карри, Кевин Падиан, «Encyclopedia of Dinosaurs», 1997 г., стр. 507
  • Книги
Одним из самых маленьких динозавров был Компсогнат, останки которого найдены в Германии и во Франции. Он весил всего 3 кг, а длина его тела составляла 60 см.
Динозавры, у которых хвост был жестким, во время бега держали его направленным строго назад.
Некоторые травоядные динозавры проглатывали камешки, чтобы с их помощью перетирать проглоченную растительность прямо в желудке.
Диаметр многих яиц динозавров достигал 2 метров, иногда в одно гнездо откладывали яйца несколько самок