Анхиорнис | Один из самых маленьких динозавров Китая

Рост:
0.2 м
0.4 м
Главная особенность:
Является одним из самых маленьких оперенных динозавров, живших на Земле
Открыт:
Упоминание в фильмах
Книги
Упоминание к книгах

История находки

• Строение голотипа и других найденных скелетов анхиорнисаОстатки анхиорниса (Anchiornis) обнаружены в слоях формации Тяоцзишань, уезд Цзяньчан, провинция Ляонин, Китай.
  • Имя рода образовано от двух греческих слов, означающих «рядом» и «птица», что указывает на родство динозавра анхиорниса с птицами.
  • Типовой экземпляр IVPP V14378 обнаружен в местонахождении Яолугу и состоит из сочленённого скелета, за исключением черепа, первых и средних шейных и последних хвостовых позвонков, включая пластину и обратную пластину с нечёткими отпечатками покровов. Описан Сюй Сином и его коллегами в 2009 году.
  • Другой экземпляр анхиорниса, YFGP-T5199, представляющий собой почти полный скелет, найден в том же местонахождении. Он использовался в исследовании Йохана Линдгрена и его коллег 2015 года для изучения микроструктуры перьев динозавра.
  • 4 экземпляра почти полных сочленённых скелетов: PKUP V1068 (в отличие от всех известных образцов, у этого череп наилучшей сохранности), BMNHC PH804, BMNHC PH822 BMNHC PH823, были извлечены из той же локации и описаны Жуй Пэем и коллегами в 2017 году.
  • Ещё одни экземпляры анхиорниса – LPM-B00169 и BMNHC PH828 обнаружены в местонахождении Дасишань. Они представляют собой почти полные сочленённые скелеты (вместе с черепами) с перьями. Первый из них описан Дунюй Ху и коллегами в 2009 году, а покровы второго – Цюаньго Ли и коллегами в 2010 году и Николасом Лонгричем и коллегами в 2012 году.

Виды анхиорниса

Анхиорнис представлен единственным видом – Anchiornis huxleyi. Видовое имя динозавра дано в честь английского зоолога Томаса Гексли за его вклад в изучение происхождения птиц.

Строение скелета

Анхиорнис — один из самых маленьких динозавров, найденных на данный момент в ходе раскопок. Редакция составила рейтинг 10 самых маленьких динозавров, когда либо обитавших на планете Земля.

Сращение остистых отростков с телами спинных и хвостовых позвонков динозавра, а также изучение поперечного среза бедренной кости показало, что на момент смерти голотип анхиорниса был либо неполовозрелым, либо только что достигшим половой зрелости.

Анхиорнис сочетает в себе черты троодонтид, авиалов и дромеозаврид, что размывает различие между этими группами. Передние конечности динозавра пропорционально длиннее таковых у других троодонтид, но сходные по длине с примитивными авиалами и дромеозавридами.

Передние конечности анхиорниса даже длиннее, чем у микрораптора, что должно указывать на высокие аэродинамические способности. Однако маховые перья динозавра не адаптированы к полёту, как у микрораптора и примитивных птиц. Очень длинная нижняя часть задних конечностей говорит о выраженной способности анхиорниса к бегу, но их густое оперение не характерно для активно бегающих животных: у подобного типа животных и птиц нижняя часть ног лишена или почти лишена покровов.Строение скелета анхиорниса с очертаниями мышц

Ранние экземпляры Anchiornis были найдены с отпечатками перьев, включая перья на задних ногах. Это привело к тому, что люди называли анхиорниса четырехкрылым тероподом, похожим на микрораптора, но следует отметить, что перья на задних ногах анхиорниса далеко не такие большие, как у микрораптора.

Строение черепа

Череп анхиорниса в боковой проекции почти треугольный, как у других паравесов, а в надугловой кости присутствует отверстие, как у дейнонихозавров. Лицевая часть динозавра слегка вытянута, но не так, как у археоптерикса.
Анхиорнис имеет общие с троодонтидами признаки: большое верхнечелюстное окно отделено от предглазничного узкой перемычкой, перемычка между ноздрями сплюснута с верхней и нижней стороны, на губной поверхности зубной кости имеется расширяющаяся сзади борозда с нейро-сосудистым каналом, предчелюстные и дентарные зубы плотно прижаты друг к другу в области симфиза. С троодонтидом мэем (Mei) динозавра роднят: большие ноздри, вытянутые назад за пределы передней границы преглазничной ямки, продольная борозда вдоль дорсомедиального края тонкой подглазничной ветви скуловой кости, верхнечелюстной зубной ряд задним концом достигает предглазничной перемычки, на зубах отсутствуют зубчики (как у Byronosaurus). На околоквадратной кости динозавра присутствует отверстие, которое есть у дромеозавров, но отсутствует у троодонтидов.

Строение позвоночника

Тела шейных позвонков анхиорниса гетероцельной формы с воздушными полостями внутри. Как у троодонтид, поперечные отростки спинных и первых хвостовых позвонков длинные и тонкие.
Первые хвостовые позвонки динозавра сильно укорочены по сравнению с последними спинными, что характерно для примитивных птиц, троодонтид и дромеозаврид, а их стержневидные поперечные отростки направлены назад, как у примитивных троодонтид. Зигапофизы средних хвостовых позвонков анхиорниса редуцированы, что наблюдаются у примитивных птиц.

Перья Анхиорниса

Функция оперения анхиорниса не ясна до конца. У динозавра встречаются контурные, пуховые и маховые перья.

Перья анхиорниса прекрасно сохранились, вплоть до распределения меланосом — клеточных органелл, определяющих цвет пера. В результате анхиорнис — это первый нептичий динозавр, чья цветовая гамма была научно реконструирована. Цвет оперения анхиорниса — черный с белыми полосами по передней конечности. Голова черная с оранжевыми пятнами и оранжевым гребнем из перьев посередине головы.

У анхиорниса были 4 большие крыла, состоящие из вымпеловидных перьев, прикрепленных к предплечью, кисти, плюсне и голени. Крыло анхиорниса состояло из 10 больших контурных перьев прикрепляющихся к предплечью, 11 – к кисти, 12-13 – к голени и 10-11 – к плюсне. Маховые перья 1-го и 2-го порядков (МП1 и МП2, соответственно) почти одинаковы по размеру и морфологии. Самые длинные из них, находящиеся у дистального конца предплечья и проксимального конца кисти, в 1,5 раза больше плечевой кости. Дистальные МП1 имеют изогнутые стержни, чем похожи на покровы микрораптора и примитивных птиц, но у анхиорниса они относительно маленькие, с тонкими стержнями, симметричными опахалами и тупыми концами.

У микрораптора и примитивных птиц МП1 не только значительно длиннее МП2, но имеют плотные стержни, асимметричные опахала и заострённые концы. Большие контурные перья покрывали почти всю нижнюю часть ног анхиорниса. На голени они были длиннее плюсневых, направленных почти перпендикулярно к оси плюсны. Более короткие прикреплялись к фалангам ступней, за исключением когтевых. Присутствие там контурных перьев ранее ни у кого не наблюдалось. Наличие контурных перьев на задних конечностях помогало планирования динозавра с высоты.Сканирование отпечатка скелета анхиорниса в ультрафиолетовом свете

На крыле были расположены изогнутые, но симметричные центральные перья, с небольшими и тонкими относительными размерами и закругленными концами, что указывало на плохую аэродинамическую способность. У родственных динозавров микрораптора и археоптерикса самые длинные перья были ближе всего к кончику крыла, что делало крылья относительно длинными и заостренными. Однако у анхиорниса самые длинные перья крыла были ближе к запястью, что делало крыло самым широким в середине и сужающимся около кончика для более округлого, менее приспособленного к полету профиля.

У анхиорниса чётко выделяется два типа пуховых перьев, как у дромеозаврида Sinornithosaurus. У первого типа на очине – пучок волокон, далее по всей длине волокна идут почти параллельно друг другу. У второго типа от стержневого волокна в стороны расходятся боковые. Нижняя часть хвоста динозавра покрыта пуховыми перьями. Вдоль трети хвоста их размер уменьшается вплоть до 15-го позвонка, что также наблюдается у паравесов Eosinopteryx и Aurornis, в отличие от археопрерикса, у которого в этом месте контурные перья. На средней и верхней части хвоста анхиорниса присутствуют длинные контурные перья, идущие параллельно хвостовым позвонкам. У археоптерикса они в этой части хвоста расходятся веером.

МП1 сверху покрывались четырьмя рядами перьев поменьше, с длинами – 90%, 75%, 50% и 25% от длины МП1. Тело анхиорниса было покрыто чёрными и серыми перьями. Покровы головы динозавра – серые с пятнами рыжего и чёрного цвета. Длинные перья спереди хохолка имели серый цвет, а остальные были рыжие. Перья передних и задних конечностей анхиорниса – белого цвета с чёрными концами. Кроющие перья динозавра у основания маховых – серые. Большие кроющие перья были белыми с серыми или тёмными концами, образуя ряд чёрных точек вдоль средней части крыла. Оперение ног было серым, а стоп и пальцев – чёрным.

В контурных перьях анхиорниса присутствовали белки альфа и бета-кератин. Последний имеется в перьях современных птиц, особенно в бородках и бородочках, образующих опахало, делая их более гибкими.

Строение передней конечности

Об анатомии анхиорнисаОкостеневшая грудная кость отсутствует, как у большинства троодонтид и археоптерикса. Вилочковая кость динозавра почти такая же, как у археоптерикса, только крупнее, а угол между сросшимися ключицами немного больше. Лопатка тонкая и короткая, как у примитивных птиц и дромеозаврид. Нижняя поверхность почти прямоугольного коракоида усеяна маленькими ямками. Плечевая кость динозавра несёт пропорционально короткий дельтопекторальный гребень (в четверть длины кости), как у некоторых дромеозаврид и троодонтид. Локтевая кость немного толще лучевой, в задней части изгибается. Как у большинства примитивных птиц, лучевая запястная кость пропорционально большая.

Крыло состояло из трех когтистых пальцев; однако, в отличие от некоторых более примитивных тероподов, самые длинные два пальца не были разделены, а были связаны вместе кожей и другими тканями, образующими крыло, поэтому анхиорнис был функционально двухпалым. Первая фаланга второго пальца толще других фаланг; её диаметр сравним с локтевой костью. Третий палец динозавра сильно короче второго, как у птиц. Эти связанные пальцы были включены в постпатагий, или лоскут кожи и других тканей, которые помогали поддерживать основания главных перьев крыла.

Кожа вокруг нижней части пальцев была покрыта крошечными округлыми чешуйками, плоть вокруг нижней стороны костей пальцев анхиорниса была в два раза толще самих костей и не имела отчетливых подушечек; вместо этого пальцы были прямыми и гладкими без каких-либо крупных складок в суставах. Чешуя и кожа вокруг пальцев очень редко сохраняются в окаменелостях ранних рапторов, единственными заметными исключениями являются Anchiornis и Caudipteryx, которые имели похожие толстые, чешуйчатые пальцы, связанные с его крыльями.

Строение задней конечности

Задние конечности анхиорниса удлинённые. Нижняя половина бедра толще верхней, как у примитивных птиц Sapeornis и Rahonavis, и базального дромеозаврида Buitreraptor. Голень длиннее бедра в 1,5 раза, что пропорционально длиннее голеней других нептичьих тероподовых динозавров. Пропорции задних конечностей анхиорниса отличаются от таковых у примитивных авиалов, у которых бёдра длиннее голеней, но сходны с продвинутыми птицами. Третья плюсневая кость динозавра сжата второй и четвёртой, что наблюдается у некоторых дромеозаврид и троодонтид. Как у дейнонихозавров и Rahonavis, второй коготь стопы больше остальных.

Рацион анхиорниса включал насекомых и ящерицУ анхиорниса было четыре пальца на ноге, причем третий и четвертый пальцы были самыми длинными. Первый палец, или hallux, не был обращен вспять, как у видов, живущих на насесте. Задние крылья анхиорниса также были короче, чем у микрораптора. Кроме того, в отличие от микрораптора, задние перья были самыми длинными ближе к телу, а перья ног были короткими и направленными вниз, почти перпендикулярно костям ног

Анхиорнис питался насекомыми, мелкой дичью (ящерицы) и рыбой.

Музеи, где представлен скелет анхиорниса

• Скелет анхиорниса выставлен в Музее естественной истории в Пекине, Китай;
  • Палеонтологический музей провинции Ляонин.
ВсеядныеЭораптор | Динозавр Южной Америки (Аргентина)
Упоминание в фильмах, мультфильмах, играх

Упоминание в фильмах

• Анхиорнис играет одну из главных ролей в 8 сезоне научно-популярного сериала от National Geographic «С точки зрения науки» («Naked Science») в 137-ой серии под названием «Знакомьтесь – динозавры» («Make Me A Dino»/«Dinomorphosis»).
  • Динозавр упоминается в сериале Дэвида Аттенборо «Восстание животных: Триумф позвоночных» в серии под названием «Из морей в небеса».
Книги

Упоминание к книгах

• Анхиорнис упоминается в книге Грегори Пола «The Princeton Field Guide to Dinosaurs» 2010 и 2016 годов издания на стр. 128–129 и 141–142, соответственно.

• Упоминание в фильмах,
    мультфильмах, играх
  • Книги
Диаметр многих яиц динозавров достигал 2 метров, иногда в одно гнездо откладывали яйца несколько самок
Зубы у динозавров часто были самозатачивающимися, а если зуб выпадал, то на его месте вырастал новый.
Одним из самых маленьких динозавров был Компсогнат, останки которого найдены в Германии и во Франции. Он весил всего 3 кг, а длина его тела составляла 60 см.
Обычно у динозавров, имевших клюв, в передней части рта не было зубов; зубы располагались в глубине рта.
Аллозавр Стегозавр