Жираффатитан | Динозавр Африки (Танзания)

Giraffatitan

Танзания, Африка
Наземные
40 т
Рост:
6 м
23 м
Главная особенность:
Длинный хвост и шея с маленькой головой
Открыт:
Книги
Упоминание в книгах
Упоминание в играх

История находок окаменелостей и скелетов

• Место находки жираффатитанаВ 1906 году горный инженер Бернхард Вильгельм Саттлер во время путешествия заметил огромную кость, торчащую из земли в Тендагуру («крутом холме») недалеко от Линди, на территории бывшей тогда Германской Восточной Африки, ныне Танзании.
  • Впервые останки жираффатитана обнаружены немецкими палеонтологами Вернером Яненшеном и Эдвином Хеннингсом. Они проводили раскопки в формации Тендагуру (Танзания) с 1909 по 1912 годы. В 1914 году В. Яненшен описал находку и назвал её брахиозавр бранкай (лат. Brachiosaurus brancai). В 1991 году палеонтолог Д. Ольшевски выделил динозавра в отдельный род и переименовал в жираффатитана бранкай (лат. Giraffatitan brancai).
  • До декабря 2016 года в род жираффатитан включали брахиозавр альтиторакс и брахиозавр бранкай, однако детальные исследования показали, что они слишком различаются в строении скелета. Теперь род жираффатитан включает только один типовый вид — Giraffatitan brancai.

Строение скелета

Жираффатитан отличался массивным корпусом, длинной шеей, непропорционально маленькой головой и длинным хвостом. Передвигался динозавр на 4 колоннообразных конечностях, которые располагались вертикально под туловищем. Как у большинства зауроподов, передние ноги жираффатитана были длиннее задних, что позволяло равномерно распределять вес тела и удерживать равновесие.

Для снижения нагрузки на позвоночник, на стопах динозавра располагались амортизирующие подушки. На первом пальце передних ног и первых трех пальцах задних конечностей росли массивные когти.

Голова жираффатитанаНоздри жираффатитана, как и огромные соответствующие носовые отверстия в его черепе, долгое время считались расположенными на макушке головы. В ученые выдвигали теорию, что животное использовало свои ноздри как трубку, проводя большую часть своего времени погруженным в воду, чтобы поддержать свою огромную массу. Однако нынешнее единодушное мнение состоит в том, что жираффатитан был полностью наземным животным.

Исследования показали, что давление воды мешало бы животному эффективно дышать, находясь под водой, и что его ноги были слишком узкими для эффективного использования в воде. Кроме того, новые исследования Лоуренса Витмера (2001) показывают, что, хотя носовые отверстия в черепе были расположены высоко над глазами, ноздри все равно были бы близки к кончику морды (исследование, которое также подтверждает идею о том, что высокие «гребни» брахиозавров поддерживали какую-то мясистую резонирующую камеру).

Голова динозавра была маленькой. В задней части черепной коробки находилось много отверстий и воздушных полостей. Это уменьшало вес черепа и нагрузку на длинную шею. На макушке жираффатитана располагался гребень-холм, на котором закреплялись голосовые мешки. Гребень выполнял терморегулирующую и вокализирующую функцию. Череп жираффатитана отличался высоким арочным носовым сводом, необходимым дня охлаждения головного мозга.

Челюсти динозавра оснащались крупными лопатовидными зубами, приспособленными для сбора растительной пищи. Долотовидные зубы идеально подходили для обрывания листвы с верхушек деревьев

Найденные черепа жираффатитана

Для нормализации кровообращения в головном мозге, в шейных сосудах динозавра имелись специальные клапаны, защищающие сосуды от перепадов давления при наклонах или подъеме головы.

Стабильная температура тела поддерживалась за счет высокой скорости метаболизма.

Мозг

Мозг жираффатитана составлял около 300 кубических сантиметров, что, как и у других зауроподов, было мало по сравнению с его массивным телом. Исследование 2009 года рассчитало его коэффициент энцефализации (приблизительная оценка возможного интеллекта) на низком уровне 0,62 или 0,79, в зависимости от используемой оценки размера.

Питание жираффатитанаКак остальные зауроподы, жираффатитан был травоядным динозавром. Его рацион составляли хвойные, папоротниковые и цикадовые деревья. Молодняк динозавров питался травой и низкорастущими кустарниками.

Из-за огромной массы тела, для поддержания метаболизма динозавру требовалось до нескольких тонн зелени в день. Для экономии энергии жираффатитаны долгое время питались стоя на одном месте, обрывая всю растительность, до которой дотягивались за счет длины шеи.

Лопатообразные зубы динозавра не позволяли пережевывать пищу, из-за своей формы они подходили только для сбора растений, поэтому измельчение пищи происходило уже в желудке за счет желудочных камней — гастролитов. Листья попадали в желудок, он сокращался, гладкие камни падали друг на друга и измельчали пищу в кашицу, которая расщеплялась микрофлорой кишечника.

Передвижение

Передние ноги динозавра были массивнее и длиннее задних, так как большая часть нагрузки приходилась на переднюю часть тела.

Защита от хищников

Нападение компсогнатов на жираффатитанаЖираффатитан не имел защитных приспособлений. Защитой от хищников являлись размеры динозавра.

Отношение с сородичами

Жираффатитаны жили стадами. Из-за того, что динозавру требовалось много пищи, стада этих гигантов постоянно перемещались с одного пастбища на другое.

Размножение

Размножались жираффатитаны при помощи яйцекладок. Если молодые динозавры успевали вылупиться до того, как стадо перешло на новое пастбище, они присоединялись к нему.

Музей, где представлены экспонаты посвященные жираффатитану

Реконструкция жираффатитана в музееСмонтированный скелет жираффатитана хранится в Берлинском музее естественной истории. Демонстрируемый в атриуме Берлинского музея экспонат внесен в «Книгу рекордов Гиннесса», как самый высокий смонтированный скелет динозавра.

Медиа-обзор экспедиции в Тендагуру на Google Arts

Ближайшие сородичи

К родственникам жираффатитана относятся другие зауроподы:

ТравоядныеАмфицелий | Рост, длина и вес одного из самых крупных динозавров
ТравоядныеЗавропосейдон ( Зауропосейдон ) | Динозавр Северной Америки (США)
Книги

Упоминание в книгах

• «Динозавры. Полная энциклопедия» Тамары Грин;
  • «Динозавры. 150 000 000 лет господства на Земле» Даррен Нейш;
  • Энциклопедия «От диплодока до стегозавра».

Упоминание в играх

• Жираффатитан в виде игрового персонажа представлен в игре Jurassic World Alive.
  • Книги
Динозавры, у которых хвост был жестким, во время бега держали его направленным строго назад.
Одним из самых маленьких динозавров был Компсогнат, останки которого найдены в Германии и во Франции. Он весил всего 3 кг, а длина его тела составляла 60 см.
Некоторые травоядные динозавры проглатывали камешки, чтобы с их помощью перетирать проглоченную растительность прямо в желудке.
Обычно у динозавров, имевших клюв, в передней части рта не было зубов; зубы располагались в глубине рта.
Аллозавр Тираннозавр Рекс