Стегозавр | Фото и картинки динозавра, узнайте как выглядит скелет древнего ящера

Stegosaurus

США, С. Америка
Наземные
3,8 т
Рост:
4.5 м
9 м
Главная особенность:
На спине у стегозавра было расположено несколько рядов пластин из 17-22 отдельных пластин и плоских шипов
Открыт:
Защита от хищников
Ближайшие сородичи
Отношения с сородичами
Размножение
Музеи, где представлены скелеты стегозавра
Как нарисовать стегозавра
Упоминание в фильмах, мультфильмах, играх
Упоминание в мультфильмах
Книги
Упоминание в книгах
Упоминание в играх

Стегозавры считаются одними из самых узнаваемых динозавров в мире. Такую славу им принесли выдающиеся пластины и шипы на теле и хвосте, а также нередкое упоминание образа в фильмах. Стегозавр изображен на флаге штата Колорадо как первый динозавр, найденный в этом штате.

История находки

• В 1877 г. Отниел Чарльз Марш представил миру палеонтологии нового представителя древних пресмыкающихся — стегозавра. Окаменелости, изначально принятые за останки черепахи, найдены в штате Колорадо. Ученый описал ящера под видом Stegosaurus armatus , анатомические особенности которого палеонтолог дорабатывал, основываясь на фрагментах костей и пластин.
  • Скелет стегозавра СофиСпустя десятилетие палеонтолог продемонстрировал реконструкцию S. ungulatus, выполненную на основе находки почти целого скелета. Но из-за недостающих частей представление об особи по-прежнему оставалось неточным.
  • Анатомию стегозавра пересмотрели после открытия в 2003 году отлично сохранившихся останков S. stenops. Окаменелости обнаружил Боб Саймон водитель бульдозера в Красном каньоне, штат Вайоминг. Это наиболее полный найденный скелет стегозавра (найдено 85% скелета): обнаружены 18 пластин, 4 хвостовых шипа, позвоночник, разрозненные но полностью сохранившийся череп, который содержал 32 зуба. Позже образец каталогизировали под прозвищем «Софи». Образец был описан в научном журнале PLOS, в октябре 2015 года
  • В 2005 на территории Сибири окаменелости стегозавра нашел палеонтолог Сергей Краснолуцкий. Окаменевшие кости миллионы лет пролежали над залежами угля в Шарыповском районе Красноярского края. На реставрацию и описание вида ученым потребовалось больше восьми лет.

Виды стегозавров

В палеонтологии существует три общепризнанных вида стегозавров:

• armatus, описанный по редким фрагментам костей почти 30 особей.
  • ungulatus, первоначально причисленный к таксону по отдельным позвонкам и пластинам.
  • stenops, предоставивший всему миру наиболее узнаваемые черты рода стегозавровых.

С конца XIX века палеонтологи описывали и других представителей рода, сегодня ставшие непризнанными или сомнительными. Такое несоответствие произошло по причине трудноразличимых фрагментов костей, которые впоследствии перестали находить. В этой группе находятся:

• duplex, S. affinis, S. seeleyanus и S. sulcatus (рассматриваются палеонтологией XIX века как вид S. armatus);
  • madagascariensis (описан по единственному образцу зубов, поэтому большинство исследователей принимает его за анкилозавра);
  • longispinus (из-за отсутствия дальнейших находок подобных окаменелостей некоторые палеонтологи относят динозавра к роду Alcovasaurus).

Строение скелета стегозавра

Скелет стегозавраУ стегозавра по сравнению с массивным телом был длинный и узкий череп около 45 см в длину. По слепку, сделанным Маршем в 1880-х, установлено, что головной мозг у данного рода не превышал 3 г. Челюсти с одним рядом мелких зубов заканчивались беззубым клювом.

Характерное отличие стегозавров — парные костяные пластины на спине. Эволюционное развитие древних пресмыкающихся привело к развитию остеодермов у стегозавров. Это окостенения в форме пластин, развившиеся из роговых чешуек. Пластины доходили до 60 см в ширину и длину, располагались над бедренной частью. Костяные пластины были расположены параллельно друг другу в шахматном порядке. Центральная зона пластин была костным образованием, на поверхности которых разрасталась сеть кровеносных сосудов. Их предназначение до сих пор не выяснено. Некоторые считают, что они предназначались для терморегуляции. Другие определяют их как приспособление для отпугивания хищников или демонстрации в период брачных игр.

Гребни стегозавров меняли цвет, этим они привлекали самок

В позвоночном столбе у стегозавров отдельных видов присутствовало разное количество позвонков, наибольшее количество насчитывалось в хвостовом отделе. В области крестца содержалось необычное спинномозговое утолщение. Такая особенность привела к гипотезе о существовании второго мозга, который обеспечивал дополнительную мозговую активность при угрозе со стороны хищников. Две пары шипов, выраставших из кончика хвоста, у взрослых особей достигали одного метра. Задние лапы имели по три коротких пальца, передние — пять.

Передвижение

Как стегозавр передвигался?Стегозавры передвигались на четырех ногах, голова располагалась ниже тела. Причиной такого вынужденного положения стало наличие массивных задних конечностей, которые были намного длиннее и объемнее передних из-за строения костей (бедренная кость превышала длину большеберцовой и малоберцовой). Хвост находился выше уровня горизонтальной срединной линии.

Питание стегозавраУ большинства стегозавров шеи были короткими, поэтому их главным источником пищи считается низкорослая растительность. Исключение составляет S. miragaia, имевший не 12, а 17 шейных позвонков. Обладая шеей 1,8 м, мирагайи дотягивались до листвы высоких растений — саговников. Сильные спинные мышцы позволяли стегозавру ненадолго вставать на задние конечности, обрывая с деревьев листву.

По трехмерным моделям зубов ученые определили пищевое поведение этой группы динозавров. Сила укуса составляла 140,1 Н, что характерно для травоядных нашей эры, к примеру крупного рогатого скота. В рационе стегозавров присутствовали мхи, папоротники, плауны, саговники, хвощи и хвойные растения. Мощным клювом они обрывали листву и жесткую кору деревьев, без труда перемалывая массу маленькими треугольными зубами. Но жевать ее они не были способны, поэтому проглатывали камни для перетирания пищи.

Защита стегозавра от тираннозавраЗащита от хищников

Стегозавры передвигались со скоростью 6–7 км/ч , поэтому не спасались бегством, а вступали в схватку. Защитой от хищников служили 4 шипа, расположенные на конце хвоста и достигавшие 1 м в длину. Хвостовые шипы служили стегозаврам как серьезное оборонительное оружие. Это подтверждается в 9,8% случаев окаменелых образцов взрослых особей, у которых шипы были повреждены, и костными обломками, найденными в теле погибших аллозавров. При столкновении с врагом стегозавр с легкостью маневрировал сильным хвостом, удерживая задние ноги неподвижными. Динозавр справлялся с атакой ловкими поворотами, чему способствовали небольшие передние конечности. Костяные пластины на спине отпугивали потенциальных агрессоров, создавая для динозавра устрашающее впечатление.

Ближайшие сородичи

Ближайшими родственниками стегозавров числились два других представителя стегозаврид:

• Тодзянгозавр. Обнаружен в китайской провинции Сычуань. Считается идентичным североамериканскому стегозавру, но с отличием по большей массе тела и наличию всего трех хвостовых шипов.
  • Кентрозавр. Окаменелости найдены на территории современной Танзании. Обладал более яркими внешними чертами. От головы до спины росли защитные пластины, а с середины тела и до кончика хвоста попарно располагались острые шипы, два шипа находились на плечах животного.

Отношения с сородичами

Вели стадный образ жизни. Это подтверждают окаменелые следы динозавров с детенышами, обнаруженные Мэтью Моссбрюкером в штате Колорадо. Группа двигалась в одном направлении, взрослые особи окружали маленьких.

Шипы для стегозавра не только защитное оружие от плотоядных ящеров. С помощью них самцы боролись за право обладать самкой.

Размножение

Достоверных доказательств о способе размножения данного рода нет. Как утверждает доктор Мэллисон в интервью журналу «Таймс», пластины самки препятствовали традиционному совокуплению, поэтому она располагалась на боку или приподнимала хвост в сторону, чтобы самец смог опереться на нее передними конечностями. Потомство быстро набирало вес, чтобы не оказаться добычей хищников. Взрослые стегозавры защищали юных особей, окружая их плотным кольцом.

Музеи, где представлены скелеты стегозавраСкелет стегозавра в Музее Университета Вайоминга

• Первую модель стегозавра, заказанную Национальным музеем естественной истории США, выполнили в 1904 году из папье-маше. Экземпляр установили в здании правительства, откуда в 1905 его переместили в Смитсоновский музей Портленда.
  • Первый скелет S. ungulatus разместили в 1910 в музее Естественной истории Пибоди.
  • Образец вида S. stenops выставили в 1932 в Американском музее.
  • Музей естественной истории Великобритании
  • В России единственный скелет стегозавра экспонируется в Красноярском краеведческом музее.

Прошло более ста лет с момента описания первых стегозавров, но их классификационная схема до сих пор не точна. С 2017 некоторые ученые под руководством Сюзанны Мейдмент настаивают на синонимизации S. ungulatus и S. stenops. Пока это предложение не принято во внимание, поэтому таксономия стегозавровых по-прежнему неизменна.

Как нарисовать стегозавра

ТравоядныеГадрозавр | Динозавр Северной Америки и Азии (США, Китай, Япония)
ТравоядныеХасмозавр (Часмозавр) | Динозавр Северной Америки
Упоминание в фильмах, мультфильмах, играх

Стивен Спилберг использовал образ стегозавра в каждом из пяти фильмов об эпохе юры:

• В Парке Юрского периода, вышедшем в 1993 г, ученые InGen воссоздали стегозавра путем соединения его ДНК, взятой из крови застывшего в янтаре комара, с генетическим материалом амфибий. Созданные 11 клонов на острове Сорна перевезли в парк на остров Нублар.
  • Во второй части истории о клонированных ящерах палеонтолога Сару Хардинг атаковали взрослые стегозавры из-за того, что она сфотографировала детеныша со вспышкой. Позже главная героиня и Ник Ван Оуэн освобождают пойманного стегозавра с детенышем из клетки.
  • В «Парке Юрского периода 3» близких контактов со стегозаврами нет. В кадре появляется только пасущееся стадо, во время полета самолета, на борту которого присутствовал доктор Гранд с семьей Керби.
  • В Мире «Юрского периода» клонированные стегозавры паслись в детском зоопарке и долине гиросфер. В сиквеле фильма Оуэн Грейди находит труп аномально большого стегозавра длиной 16 м. Спасенную с острова особь привозят в Поместье Локвуда, где выставляют на аукционе за 17 млн $.

Упоминание в мультфильмах

• Земля до начала времён;
  • Диномама;
  • Вася и динозавр;
  • Век динозавров;
  • Динотопия: в поисках Солнечного рубина.
Книги

Упоминание в книгах

Динозавры для малышей Тихонов А.В.

• Й. Опперман «Динозавры»;
  • Вымершие животные. Полная энциклопедия;
  • М. Бентон «Иллюстрированная энциклопедия динозавров»;
  • Динозавроведение;
  • Д. Джонсон «От диплодока до стегозавра»;
  • 100 фактов о динозаврах;
  • Атлас динозавров и других вымерших животных;
  • М. С. Архангельский, А. В. Иванов «Картины прошлого Земли. Палеоэкологические этюды».

Упоминание в играх

• В компьютерной игре Jurassic World Evolution присутствует большинство видов древних пресмыкающихся из трех «Парков Юрского периода», среди которых встречаются стегозавры. Игрок создает Экспедиционный центр, позволяющий отправлять палеонтологов к местам мировых раскопок. Участник забирает ДНК, изъятые от окаменелостей, и объединяет их с геномом современных животных. У каждого динозавра появляются уникальные черты. При достижении 50% жизнеспособности клона, игрок выпускает новый образец пресмыкающегося в загоне.
  • Стегозавра можно вырастить в игре Zoo Tycoon 2 Extinct Animals.
  • В игре ParaWorld стегозавр либо бродит по выжженным лавой полянам и саваннам, либо перевозит людей и единицы оружия.
  • Также есть в игре “Jurassic Park:Operation Genesis”.
  • ARK Survival Evolved – досье динозавра в игре.

Досье стегозавра в ARK

• Упоминание в фильмах,
    мультфильмах, играх
  • Книги
Одним из самых маленьких динозавров был Компсогнат, останки которого найдены в Германии и во Франции. Он весил всего 3 кг, а длина его тела составляла 60 см.
Зубы у динозавров часто были самозатачивающимися, а если зуб выпадал, то на его месте вырастал новый.
Обычно у динозавров, имевших клюв, в передней части рта не было зубов; зубы располагались в глубине рта.
Диаметр многих яиц динозавров достигал 2 метров, иногда в одно гнездо откладывали яйца несколько самок