Патаготитан | Динозавр Южной Америки (Аргентина)

Аргентина, Южная Америка
Передвижение
Музеи, где представлены реконструкции скелета и останки патаготитана
Книги

История открытия

• Сравнение бедренной кости патаготитана с ростом человекаЭкземпляры патаготитана обнаружены в 2010 году в слоях формации Серро Барсино на ранчо Ла Флеха, провинция Чубут, Аргентина. Обнаружил окаменелости местный фермер Аурелио Эрнандес. О находке сообщили в Палеонтологический музей Эхидио Феруглио.
  • В  январе 2013 года на местонахождении начались активные работы и извлекли бедренная и лобковая кости. По февраль 2015 года проведено 7 экспедиций, в результате которых добыто 130 костей. Древний гигант описан в 2017 году Хосе Луисом Карбаллидо и его коллегами.
  • Суммарно найдено около 70 % костей скелета доисторического гиганта.
  • Имя рода дано по названию Патагонии — области на юге Южной Америки, где обнаружены останки динозавра, и греческого слова, символизирующего силу и большой размер.

Виды патаготитана

Патаготитан представлен единственным видом — P. mayorum. Видовое имя дано в честь семьи Майо из ранчо Ла Флеха за помощь во время проведения раскопок.

Строение скелета

В одном местонахождении найдены останки шести молодых особей, которые погибли в разное время на берегу озера. После смерти их останками питались тероподы-падальщики, о чём свидетельствуют 57 зубов тероподов, найденные вместе с окаменелостями ящера.

Типовой экземпляр патаготитана состоит из переднего и двух средних шейных, трёх передних, двух средних, двух задних спинных, шести передних хвостовых позвонков, трёх шевронов (отростки внизу хвостовых позвонков), грудных рёбер, обеих грудных пластин, правого скапулокоракоида (сросшиеся лопатка и коракоид), обеих лобковых и бедренных костей.

Другой экземпляр динозавра состоит из шести задних шейных,  среднего, двух задних спинных, переднего, 16-ти задних хвостовых позвонков, рёбер и шевронов, левых локтевой и лучевой, обеих седалищных, левой лобковой и левой бедренной костей. Другие образцы патаготитана включают отдельный зуб, позвонок, две левые, одну правую плечевые кости, левые и правые бёдра и две неполные малоберцовые кости.

Найденные останки патаготитана
Останков костей головы не было найдено, поэтому реконструкция скелета головы была проведена по костям других видов зауроподов.

Передние и средние шейные позвонки патаготитана вытянуты и не имеют плевроцелей (отверстий по бокам). Остистые отростки сжаты с боков. Задние шейные и все спинные позвонки динозавра с плевроцелями. Между третьим и четвёртым спинными позвонками присутствует дополнительное сочленение гипосфена и гипантрума (задняя и передняя суставные поверхности). Наличие такого сочленения связано с гигантизмом ящера — это место находится на уровне лопаток, здесь позвоночник подвергается наибольшей нагрузке. Остистые отростки спинных позвонков динозавра высокие, несут тонкие длинные передние и задние остистые пластинки и треугольные крыловидные отростки.

У первых хвостовых позвонков динозавра передняя поверхность плоская, а задняя — выпуклая. Остальные позвонки — процельные, т.е. спереди вогнутые, а сзади выпуклые. У передних и средних боковая поверхность тел вогнута. Первые восемь несут высокий поперечный отросток. У передних позвонков динозавра остистые отростки высокие и широкие (в два раза больше длины). Форма поперечных отростков обеспечивает пространство для прикрепления мышц хвоста, это свидетельствует об увеличении мышечной массы в этой части тела патаготитана.

Позвонки патаготитана
Фото из статьи в Biological Sciences. Переведено командой dinobook.ru

Коракоид динозавра уже, чем длина его сочленения с лопаткой. Акромион (отросток лопатки, сочленяющийся с ключицей) развит и направлен вниз. Лопатка длиной 196,5 см расширяется вниз и располагается под углом 45 градусов к сочленению с коракоидом. Плечевые кости патаготитана длиной 167,5 см мощные, сверху и сбоку имеют квадратный угол, боковая поверхность вдоль верхней трети прямая, нижние мыщелки (часть сустава) — плоские. На заднебоковой поверхности находится выступ. В локтевой кости динозавра длиной 105 см в форме буквы Y глубокая лучевая ямка, а локтевой отросток развит слабо. Нижние мыщелки лучевой кости патаготитана перпендикулярны продольной оси.

Лобковая кость патаготитана длиной 140 см больше седалищной, размер которой 107,5 см, а длина сочленения этих элементов в два раза меньше размера лобковой кости. Седалищная кость динозавра бугристая, её нижняя часть мощная и заканчивается на уровне лобковой ножки. Бедро патаготитана длиной 236 см имеет крупную головку и чёткие следы прикрепления мышц. На верхней четверти кости заметен хорошо развитый боковой выступ, а четвёртый вертел находится на трети длины бедра. В нижней части четверть кости имеет прямой боковой край, образуя надмыщелок (выступ, к которому крепились мышцы). Малоберцовый мыщелок короче большеберцового.

Отношения с сородичами

Патаготитаны вели стадный образ жизни. Предполагается, что существовали кладбища зауроподов, куда динозавры ходили доживать последние дни.

Передвижение

Размеры скелета позволили предположить, что патаготитан передвигался медленно.

Прогулка c древним гигантом от канала BBC.

Музеи, где представлены реконструкции скелета и останки патаготитана

• Филдовский музей естественной истории, штат Иллинойс, США.
  • Американский музей естественной истории, г. Нью-Йорк, США.
  • Палеонтологический музей Эхидио Феруглио, провинция Чубут, Аргентина.

ТравоядныеТеризинозавр | Динозавр Азии (Монголия, Китай)
ТравоядныеАнкилозавр | Как выглядел динозавр, описание, появление в видео, мультфильмах и играх
Книги

Упоминание в книгах

• «Книга с секретными окошками. Динозавры», 2019 г.
  • Д. Нэйш, П. Баррет, «Динозавры. 150 000 000 лет господства на Земле», 2019 г.
  • Документальный фильм «Аттенборо и гигантский динозавр» («Attenborough and the Giant Dinosaur»), 2016 г.
  • Книги
Некоторые травоядные динозавры проглатывали камешки, чтобы с их помощью перетирать проглоченную растительность прямо в желудке.
Одним из самых маленьких динозавров был Компсогнат, останки которого найдены в Германии и во Франции. Он весил всего 3 кг, а длина его тела составляла 60 см.
Диаметр многих яиц динозавров достигал 2 метров, иногда в одно гнездо откладывали яйца несколько самок
Зубы у динозавров часто были самозатачивающимися, а если зуб выпадал, то на его месте вырастал новый.
Барионикс Аллозавр