Листрозавр | Синаптид России, Азии, Африки, Антарктиды

Рост:
0.4 м
2.5 м
Главная особенность:
Первый крупный динозавр у которого был перьевой покров наподобие пуха(примитивные перья)
Открыт:
Сюй Син, провинция Ляонин, Китай, в 2012 году
Расшифровка названия:
Копающий ящер
Терапсиды
Аномодонты
Листрозавриды
Lystrosaurus
Lystrosaurus broomi; Lystrosaurus curvatus; Lystrosaurus declivis; Lystrosaurus georgi; Lystrosaurus hedini; Lystrosaurus maccaigi; Lystrosaurus murrayi; Lystrosaurus platyceps; Lystrosaurus robustus; Lystrosaurus shichanggouensis; Lystrosaurus youngi; Lystrosaurus maccaigi
  • Книги
История находки
Строение скелета
Строение головы и зубов
Музеи, где храняться останки листрозавра
Книги

История находки

ареал обетания листрозавра
Коричневым обозначены места обитания Lystrosaurus
  • Останки листрозавра обнаружены на территории Южной Африки, Европейской части России, Китая, Монголии, Индии.
  • В 1958 году геолог Блом Георгий Иванович во время раскопок в верхнем течении реки Ветлуга в районе деревни Асташиха (Нижегородская область) обнаружил остатки неизвестного существа. Сотрудник московского музея палеонтологии во время препарирования находки определил, что останки принадлежат дицинодонту листрозавру, аналогичному ранее найденному в Китае и Южной Африке.  Это единственный представитель листрозавров, найденный в Европе.
  • Эдвин Кольбер с командой В 1969-1970 году обнаружил останки листрозавра в Антарктиде
  • Большинство окаменелостей вида Lystrosaurus murrayi были обнаружены в районе реки Кару в Южной Африке в формациях Балфоор и Катбер. Этот дицинодонт обнаружен в отложениях пород примерно на границе вымирания и может быть использован в качестве приблизительного маркера границы между Пермским и Триасовым периодами.
  • Череп, идентифицированный как Lystrosaurus curvatus, был найден в позднепермских отложениях Замбии.
  • Lystrosaurus georgi был найден в триасовых отложениях Московского бассейна в России. Вероятно, он был одного вида с африканским динозавром Lystrosaurus curvatus.

В раннем Триасе листрозавр был одним преобладающих видов. По крайней мере один вид этого рода пережил массовое вымирание животных в конце Пермского периода. В отсутствие хищников и травоядных конкурентов, пережил буйный расцвет уже в триасовом периоде. До 95% всех наземных животных в это время было листрозаврами.

Строение скелета

Скелет листозавраОдна из более поздних теорий заключается в том, что вымирание в конце палеозойской эры было связано с резким уменьшением содержания кислорода в атмосфере.

Листрозавр выжил и стал доминирующим, потому что его норный образ жизни сделал его способным справиться с атмосферой с уменьшенным содержанием кислорода, и специфические особенности его анатомии были частью этой адаптации: бочкообразная грудь, большие легкие, короткие внутренние ноздри, которые облегчили быстрое дыхание, мощная грудная клетка. Несмотря на то, что листрозавры что не могли ходить быстро, они перемещались в поисках пищи на большие расстояния.

Передние конечности были мощные и крепкие, значительно сильнее чем задние. Листрозавр имел большие когти, которые служили для выкапывания нор.  Строение его плеч и тазобедренных суставов свидетельствует о весьма специфичной походке  и манере передвижения у листрозавра — «вразвалочку».

Нижний угол лопатки имел окостенение , это  затрудняло движение лопатки и увеличивало длину шага. Пять крестцовых позвонков были весьма массивными, частично сросшимися друг с другом и с тазом, что  делало спину более жесткой и уменьшало боковое сгибание  во время ходьбы животного.

Строение головы и зубов

Череп листрозавра

Листрозавр является дицинодонтом: у него было только два зуба — пара больших и мощных клыков. Зубы служили для выкапывания  корней растений. Морда этого синаптида оканчивалась роговым черепаховым клюв ом, который предположительно использовался для откусывания  кусочков растительности.

Клюв  служил для перетирания  пищи на небе. Челюстной сустав был слабым, обеспечивал движение челюсти взад-вперед. Считается, что челюстные мышцы были прикреплены необычно далеко вперед на черепе и занимали много места на верхней и задней частях черепа. В результате глаза были посажены высоко и далеко вперед, а в целом морда была очень короткой.

Lystrosaurus maccaigi — самый крупный представитель рода, был способен поглощать твердую растительность.

L. curvatus — мог питаться как жесткими частями стволов дерева, так и мягкими папоротниковыми растениями.

В раннем Триасе было всего 2 хищника, способных охотится на листрозавров. Это объясняет всплеск популяции этих динозавров на планете .

Музеи, где храняться останки листрозавра

Скелет листозавра в музее
Скелет Lystrosaurus hedini в палеонтологическом музее города Tübingen
  • Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова, Москва
  • Палеонтологический институт им. А.А. Борисяка РАН
  • Музей Волгогеология, Нижний Новгород
  • Котельнический краеведческий музей
  • Музей династии Габсбургов, Вена
  • Палеонтологический музей города Tübingen
ТравоядныеЗавропосейдон ( Зауропосейдон ) | Динозавр Северной Америки (США)
ТравоядныеКамаразавр | Динозавр Северной Америки (США)
Книги

Упоминание в играх

• ARK Survival Evolvedдосье листозавра в ARK survival evolved
  • Книги
Некоторые травоядные динозавры проглатывали камешки, чтобы с их помощью перетирать проглоченную растительность прямо в желудке.
Одним из самых маленьких динозавров был Компсогнат, останки которого найдены в Германии и во Франции. Он весил всего 3 кг, а длина его тела составляла 60 см.
Диаметр многих яиц динозавров достигал 2 метров, иногда в одно гнездо откладывали яйца несколько самок
Обычно у динозавров, имевших клюв, в передней части рта не было зубов; зубы располагались в глубине рта.
Тираннозавр Рекс Анкилозавр