Гадрозавр | Динозавр Северной Америки и Азии (США, Китай, Япония)

Hadrosaurus

США, С. Америка
Наземные
7 т
Рост:
5 м
12 м
Скорость:
50 км/ч
Главная особенность:
На черепе был нарост в виде гребня, по форме клюв напоминал утиный
Открыт:
Упоминание в книгах

История  находки

• скелет гадрозавра
    Скелет гадрозавра, восстановленныей Бенджамином Хоккинсом в 1868 году

Один из первых динозавров, чьи кости обнаружили в Северной Америке. Благодаря этой находке учёные выяснили, что некоторые динозавры ходили только на двух ногах.

• Первые останки гадрозавра — неполный скелет, без черепа — обнаружили в штате Нью – Джерси в 1858 году. Находку описал палеонтолог Джозеф Лейди в 1865 году.
  • В 1868 году смонтировали первый скелет с головой как у игуанодона. Позже, когда нашли останки ближайших родственников гадрозавра — грипозавра и брахилофозавра — определили, что его морда похожа утиную.
  • Найденное в 2007 году окаменевшее тело гадрозавра в хорошем состоянии, позволило точно воспроизвести внешность ящера. Проведя дополнительные исследования останков, учёные выяснили, что межпозвоночные диски и мышечная масса были чуть больше, чем считали до этого.
  • В 2009 палеонтолог Джеймс Фассетт нашёл неполный скелет гадрозавра в формациях, относящихся к началу палеогена.
  • В 2013 японские палеонтологи обнаружили несколько зубов, кости хвоста и таза гадрозавра рядом с посёлком Мукава.
  •  В 2014 в этом же районе нашли скелет динозавра. Раскопки ведутся до сих пор.
  • В 2016 в Китае, в хошуне Урад-Хоуци городского округа Баян-Нур, раскопали скелет гадрозавра, который сохранился на 90%. Это останки взрослого динозавра, который жил 80 млн лет назад. С июня 2013 палеонтологи нашли более трёхсот обломков костей, общим весом в одну тонну.

кожа гадрозавра
    Отпечаток кожи гадрозавра, хранящийся в Brigham Young University Museum of Paleontology

Строение тела

Тело гадрозавра было покрыто чешуей, на спине выступали мелкие наросты, кости черепа и таза были достаточно хрупкие.

Отодвинутые к глазам ноздри и перепонки на передних лапах указывают на то, что некоторые виды гадрозавров умели плавать. Широкие фаланги на задних конечностях предназначались для того, чтобы ходить по топкому грунту.

Несгибаемый плоский длинный хвост гадрозавра был похож на плавник.

Строение черепа

На макушке у гадрозавра располагался пустотелый гребень необычной формы. Внутри него проходили каналы к носовой полости. Есть несколько версий для чего они. Первая — они усиливали звук и динозавры общались с сородичами на дальних расстояниях. По второй версии — он помогал динозавру свободно дышать под водой. Во время охоты динозавр погружал голову в воду, а гребень оставался над водой и динозавр свободно дышал. Третья версия фантастическая: внутри гребня находился горючий газ. И если гадрозавр чувствовал себя в опасности, он выпускал газ из ноздрей, который каким-то образом воспламенялся.

череп гадрзавраНекоторые палеонтологи утверждают, что гребень — орган обоняния и благодаря ему гадрозавр чуял врага издалека.

Голова гадрозавра заканчивалась коротким и твёрдым утиным клювом с зубами в задней челюсти. У каждого вида своя форма клюва и она зависела от среды обитания гадрозавра.

Зубы

челюсти гадрозавра
Нижние челюсти взрослого и молодого гадрозавра

В клюве росли тысячи мелких острых зубов, собранных вместе в так называемые “стоматологические батареи”. Челюсти ящера напоминали дробилку, способную смолоть всё подряд. Измельчать пищу помогал длинный язык, который проталкивал растения между батареями.

Питание динозавра

Гадрозавры — растительноядные, но сведения о его рационе противоречивые. Возможно, питание зависело от вида. В одних источниках говорится, что гадрозавры питались листьями деревьев и кустов, по другим — хвойными иглами, ветками, семенами. Исследование царапин на зубах показало, что их оставил песок, который динозавры заглатывали вместе с травой. Между тем, изучив копролиты, учёные обнаружили, что в рацион гадрозавров входили крабы и раки.

Особенности защиты от хищников

По последним данным мощные ноги помогали ему развивать скорость 30–45 км/ч. Этой скорости ему хватало, чтобы убежать ото всех крупных хищников.

Отношения с сородичами и потомство

яйцо гадрозавраГадрозавры вели стадный образ жизни. Несколько десятков круглых яиц диаметром 10-20 сантиметров самка откладывала в вырытую в песке яму глубиной в метр и шириной в два, она охраняла кладку до момента вылупления маленьких динозавров. Вылупившиеся динозавры в длину были не больше десяти сантиметров.

В ископаемых гнёздах находят скелеты новорождённых и подростков, которые в длину достигли метра. Из этого можно сделать вывод, что родители долгое время заботились о своём потомстве и приносили корм детям в гнездо.

В наши дни такое поведение характерно в основном для хищников.

Скелеты в музеях мира

скелет гадрозавра
В 1850-ч годах было найдено 35 костей одной особи. Этот скелет представлен в Академии естественных наук г. Филадельфия.
  • Неполный скелет гадрозавра хранится в Академии естественных наук (г. Филадельфия, США).
  • Смитсоновском институте (г. Вашингтон, США).
  • Реконструкции скелетов выставлены в Филдовском музей естественной истории (г. Чикаго, США).
ТравоядныеИгуанодон | Динозавр России, Африки, Азии, Европы, Северной Америки
ТравоядныеСтегозавр | Фото и картинки динозавра, узнайте как выглядит скелет древнего ящера
Упоминание в фильмах, мультфильмах, играх

Упоминание в мультфильмах

• Поезд динозавров

Книги

Упоминание в книгах

• МайклКрайтон «Парк юрского периода». Корпорации InGen клонировала гадрозавра.
  • БольшаяСоветская Энциклопедия, статья «Утконосые динозавры».
  • А.Целлариус «Я познаю мир: Динозавры: Детская энциклопедия», — М: АСТ, 2005, стр.234-240.
  • Упоминание в фильмах,
    мультфильмах, играх
  • Книги
Диаметр многих яиц динозавров достигал 2 метров, иногда в одно гнездо откладывали яйца несколько самок
Одним из самых маленьких динозавров был Компсогнат, останки которого найдены в Германии и во Франции. Он весил всего 3 кг, а длина его тела составляла 60 см.
Зубы у динозавров часто были самозатачивающимися, а если зуб выпадал, то на его месте вырастал новый.
Обычно у динозавров, имевших клюв, в передней части рта не было зубов; зубы располагались в глубине рта.
Барионикс Аллозавр