Эдмонтозавр (Траходон) | Динозавр Северной Америки (Канада)

Edmontosaurus

Канада, США
Наземные
3,7 т
Рост:
4 м
13 м
Скорость:
40–45 км/ч
Главная особенность:
Имел более 1000 зубов (1300 на двух челюстях)
Открыт:
Музеи, где хранятся останки эндонтозавра
Упоминание в фильмах, мультфильмах, играх
Книги

История находки

• Найденные черепа эдмонтозавровЭдмонтозавр («динозавр из Эдмонтона») обитал в Северной Америке в верхней части мелового периода. Первые окаменелости эдмонтозавра впервые обнаружили в южной части провинции Альберта в Канаде, в Скалистых горах, в бассейне Красной Реки. В 1917 году Лоуренс Ламбе назвал этот вид «эдмонтозавр» — в честь столицы провинции.
  • Первые останки динозавра обнаружили в 1891 году и назвали в 1892 как клазозавр. Останки состояли из фрагментов черепа и разрозненных двух скелетов, принадлежавших двум динозаврам. Сейчас эти остатки определены как эдмонтозавр аннектенс.
  • С начала 20 века за пятнадцать лет в этих же отложениях найдены еще фрагменты динозавров, отнесенных в последующем к виду Эдмонтозавр. В 1902 году обнаружена нижняя челюсть.
  • В 1908 году палеонтолог Штернберг во время раскопок, проводимых с сыновьями, обнаружил практически полный скелет ящера. Второй скелет нашли в том же районе в 1910 году. Он сохранился хуже, чем первый, но впервые были обнаружены отпечатки кожи.
  • Другой вид Edmontosaurus regalis — описан на основании фрагментов черепа, сочлененных позвонков от первого до шестого хвостового позвонка, ребер, частично бедра, плечевой кости и больших частей задних конечностей, найденных в 1912 году так же палеонтологом Леви Штернбергом. Образец найденный в 1917 году состоит из почти полного скелета с головой, правда у черепа не сохранился клюв.
  • Образец, у которого были передние лапы, часть хвоста и отпечатки кожи и сухожилий, обнаружен в 1912 году в бассейне реке Олень. Описание по этим останкам сделано в 1913 и 1914 годах. Из них собрали первый полный скелет, представленный в музее провинции Альберта.
  • Несколько хорошо сохранившихся образцов обнаружены с фрагментами кожи и содержимым кишечника. Кроме того, на некоторых остатках имеются повреждения, идентифицируемые как укусы крупных хищников.

Строение скелета

Этот динозавр был обдним из самых крупных представителей гадрозаврид, характерными чертами являлись сплюснутый по бокам хвост и широкий клюв, как у утки.Череп Edmontosaurus annectens длиннее чем череп Edmontosaurus regalis, немного сплюснутый и менее массивный.Сравнение Edmontosaurus reggalis и Edmontosaurus annectens

Динозавр передвигался на двух и на четырех конечностях, но в основном ходил на четырех ногах. При необходимости он бегал со скоростью 40–45 км /ч и даже прыгал как кенгуру.

Передние конечности эдмонтозавра короче задних. Верхняя часть передних конечностей имела небольшое утолщение для прикрепления мышц, а локтевая и лучевая  кость были тонкими. Плечо и предплечье примерно равны по длине. Запястье простое, с двумя маленькими костями. На каждой конечности по четыре пальца, направленных в одну сторону без противостоящего пальца.

Хвост эдмонтозавра
На останках хвоста Эдмонтазавра видны очертания позвонков и сухожилий.

Фаланги пальцев были примерно одного размера и объединены в ласты.

Количество позвонков у видов разнится. У Edmontosaurus regalis было тринадцать шейных позвонков, восемнадцать задних, девять тазобедренных. Хвост состоял из восьмидесяти с лишним позвонков. Передняя часть спины была обращена к земле, а шея изогнута вверх и напоминала латинскую букву S.

Длинные плоские лопатки располагались под углом 90 градусов к позвоночнику. Бедро состояло из трех костей. Структура бедра мешала животному стоять прямо. Девять сросшихся тазобедренных позвонков при этом обеспечивали поддержку бедра.

Строение головы

Голова эдмонтозавраГолова динозавра в длину больше метра. Череп в профиль треугольный, костного гребня нет. Рот представлял из себя массивный беззубый клюв, покрытый кератином. В коллекции Зенкенбергского музея естественной истории представлена «мумия»

Кератиновый покров на морде эдмонтозавра
Роговое покрытие клюва Edmontosaurus

эдмонтозавра, на которой сохранилась часть кератинового покрытия. У этого экземпляра сохранившаяся кератиновая часть клюва выдаётся вперёд по отношению к кости не менее чем на 8 см и направлена отвесно вниз по отношению к ней.

Зубы начинались на уровне щек и образовывали несколько рядов,  собранных в «терку» для пищи ящера. Зубы постоянно росли и полностью менялись за год.  Порядка 51–53 зубов у динозавра росли на верхней челюсти, чуть меньше — на нижней.

Эдмонтозавр был травоядным. Царапины на текстуре  зубов, говорят об употреблении в пищу твердых растений, или о том, что хватая пищу динозавр загребал грунт и мелкие камешки. В желудке эдмонтозавра найдены практически все элементы флоры той эпохи, и это говорит о том, что динозавр был неразборчив в пище. Найденные в останках растения включали иголки хвойных, веточки широколиственных деревьев и многочисленные мелкие семена или плоды.

Среда обитания и отношения с сородичами

Он хорошо плавал, поэтому предпочитал жить рядом с водоемами. Жил в группах, перемещающихся за год на нескольких тысяч километров в поисках пищи.

Размножение

Эдмонтозавры откладывали яйца.

Защита от хищников

Защиту от крупных хищников таких как тираннозавр, они находили в водной среде. Тем не менее на некоторых образцах обнаружены следы зубов тираннозавров, а так же мелких терапод.

Музеи, где хранятся останки эндонтозавра

• Мумия эдмонтозавра
    Мумия эдмонтозавра в Американском музее естественной истории

Музей Зенкенберга в Германии;

• Музей округа Лос-Анджелес;
  • Музей Скалистых гор провинции Альберта;
  • Музей естественной истории Оксфордского университета;
  • Национальный музей Смитсоновского института;
  • Музей естественной истории Карнеги

ТравоядныеАбидозавр | Динозавр Северной Америки (США)
ТравоядныеАргентинозавр | Динозавр Южной Америки (Аргентина)
Упоминание в фильмах, мультфильмах, играх

Упоминание в мультфильмах

• Героиня мультфильма «Земля до начала времен» — Даки — утконосый гадрозавр, такой как эдмонтозавр.
Книги

Упоминание в играх

• Jurassic world EVOLUTION
  • Edmontosaurus in Jurassic world Evolution
    Профиль Edmontosaurus в Jurassic world Evolution

• Упоминание в фильмах,
    мультфильмах, играх
  • Книги
Обычно у динозавров, имевших клюв, в передней части рта не было зубов; зубы располагались в глубине рта.
Диаметр многих яиц динозавров достигал 2 метров, иногда в одно гнездо откладывали яйца несколько самок
Некоторые травоядные динозавры проглатывали камешки, чтобы с их помощью перетирать проглоченную растительность прямо в желудке.
Динозавры, у которых хвост был жестким, во время бега держали его направленным строго назад.
Спинозавр Тираннозавр Рекс