Палеонтологи Филдовского музея естественной истории, изучающие ископаемую фауну Африки, обнаружили раннего предка млекопитающих, оснащенного ядовитыми зубами. Хотя эта адаптация и не получила впоследствии широкого распространения, но неплохо помогала мелким хищникам пермского периода.

chthonosaurus-7129137

Реконструкция Chthonosaurus velocidens

Раскапывая местонахождение наземной фауны позвоночных на территории Замбии, куратор отдела древних млекопитающих музея Кеннет Ангельчук обнаружил два неполных черепа и части посткранивального скелета нового вида тероцефалов. Назвали находку Ichibengops munyamadziensis. В дословном переводе это название означает «лицо со шрамом из Муньямадзи», причем к традиционно используемому в биологической номенклатуре греческому корню –ops, то есть «лицо, морда» авторы описания нового животного добавили слово ichibenga, на африканском наречии bemba означающее шрам.

Это название в полной мере отражает самую необычную особенность нового предка млекопитающих. На его верхней челюсти имелись особые полости, а на верхних зубах – желобки. По мнению американских палеонтологов, назначением этой системы была выработка яда и доставка его в тело жертвы. Жил ичибенгопс около 225 млн лет назад и вырастал размером с современную таксу.

«Открытие таких новых животных, как Ichibengops, выглядит особенно захватывающим потому, что они помогают нам лучше узнать ту группу животных, которая в конечном итоге привела к появлению млекопитающих, – отметил Ангельчук. – Интересной особенностью этого вида, в частности, было наличие желобков на зубах, которые могли быть использованы для транспортировки яда».

Ядовитость достаточно редко встречается у современных млекопитающих, отмечают исследователи. Способность вырабатывать яд имеется разве что у утконоса, ехидны и некоторых землероек. Также ядовитым был, по всей видимости, еще один тероцефал – Euchambersia, но в целом даже среди ископаемых предков млекопитающих ядовитость встречалась крайне редко. Почему это так, объяснить сложно – ведь ядовитые зубы заметно повышают эффективность как охоты, так и защиты от врагов.

Сравнив особенности строения скелета и черепа ичибенгопса с 56 другими терапсидами, американские палеонтологи решили считать его сестринским таксоном для описанных из перми России хтонозавров (Chthonosaurus). Таким образом, количество «парных» животных пермского периода, живших одновременно в районе Урала и в Африке, стало еще больше. По всей вероятности, объясняется эта ситуация наличием сухопутных маршрутов, связывавших разные части распадающейся Пангеи по крайней мере до позднепермского времени.

Статья A new eutherocephalian (Therapsida, Therocephalia) from the upper Permian Madumabisa Mudstone Formation (Luangwa Basin) of Zambia опубликована в Journal of Vertebrate Paleontology