Британским ученым удалось взвесить живое существо, давным давно исчезнувшее с лица Земли. Как выяснилось, живший в юрском периоде стегозавр мог посоперничать массой с любым представителем современной макрофауны. По расчетам британских палеонтологов, вес даже молодого Stegosaurus stenops из музейной коллекции составлял примерно полторы тонны.

sophie-6904811

Такие данные были получены благодаря исследованию считающегося одним из самых полных в мире скелета, хранящегося в лондонском Музее естественной истории. Его нашли в 2003 году в американском штате Вайоминг и присвоили собственное имя – Софи. Комплектность этого скелета достигает 80%, отметили ученые.

Измерив и отсканировав каждую из 360 костей скелета, музейные специалисты создали его виртуальную реконструкцию, на базе которой и попытались вычислить вес животного. В итоге у них получилось 1560 кг – вес, нередко встречающийся и у современных гигантских животных. Примерно столько может весить некрупный африканский носорог. Стоит отметить, что возраст Софи оценивается в семь-восемь лет, и если бы она смогла стать взрослой, то весила бы значительно больше.

Знание массы животного является ключом к пониманию многих других аспектов, касающихся вымерших животных, отмечают исследователи. “Если мы хотим оценить, например, скорость бега, нам необходимо знать массу тела животного. И если мы захотим что-то сказать об их метаболизме, нам также будет необходимо знать их массу тела, – рассказала ведущий автор исследования, палеонтолог лондонского музея доктор Шарлотта Брасси. – Так что да, мы действительно очень рады, что смогли получить эти данные. Теперь мы собираемся покрыть кости наших компьютерных моделей мышцами, чтобы узнать, как они ходили и лучше представлять себе детали передвижения стегозавров”.

“Исключительность Софи заключается в полноте ее остатков, – продолжает доктор Брасси. – В прошлом году мы оцифровали весь ее скелет для создания 3D-моделей. Эти данные можно импортировать в системы автоматизированного проектирования, которые обычно используют инженеры. Контуром вокруг скелета мы намечаем объем тела, а затем предсказываем его массу”.

Напомним, что традиционно массу тела вымерших четвероногих животных вычисляют, основываясь на длинах окружностей бедренной и плечевой костей. Соотношение веса и мощности костей конечностей известно по современным видам и, вероятно, корректно работает с видами ископаемыми, от которых все равно кроме костей ничего не осталось.

Полученная по 3D-реконструкции оценка массы Софи хорошо согласуется с традиционным методом измерения окружностей костей, особенно если делать поправку на ее несовершеннолетний возраст. Взрослый экземпляр стегозавра, например, из Смитсоновского музея в Вашингтоне, весил бы, вероятно, уже около трех тонн, говорят палеонтологи.

В будущем полученные исследователями данные будут использованы для подробной реконструкции образа жизни стегозавров. “Определив их вес, мы можем узнать больше о метаболизме, требованиях к пище и темпах роста стегозавров, – объяснил профессор Пол Барретт. – Мы также сможем использовать эти методы на других полных скелетах, чтобы узнать намного больше о широком круге вопросов по экологии динозавров”.

Статья Body mass estimates of an exceptionally complete Stegosaurus (Ornithischia: Thyreophora): comparing volumetric and linear bivariate mass estimation methods опубликована в журнале Biology Letters