Строение позвоночного столба древних четвероногих типа ихтиостеги заметно отличалось от современных позвоночных. Новое исследование британских ученых буквально вывернуло эту важнейшую часть тела первых тетрапод задом наперед.

ichtstg-4307587

Реконструкция ихтиостеги

Международная группа ученых под руководством Стефани Пирс из Лондонского Королевского ветеринарного колледжа и Дженнифер Клак из Кембриджского университета изучила строение позвоночника жившей около 360 млн лет назад Ichtyostega с помощью высокоэнергетической рентгенографии. Полученные ими данные позволили по-новому взглянуть на то, как четвероногие выбирались из воды на сушу.

“Более 100 лет считалось, что позвонки ранних тетрапод состоят из трех основных частей – одной передней кости, одной верхней и пары задних. Но, заглянув внутрь позвоночника с помощью синхротронного рентгеновского излучения, мы обнаружили, что на самом деле традиционные представления должны быть вывернуты задом наперед”, – рассказала Пирс. Окаменелости оказались заключены в такую плотную породу, что она поглощала практически все лучи, и чтобы получить информацию о строении позвоночника ихтиостеги, палеонтологам пришлось прибегнуть к новому протоколу передачи данных, обеспечивающему трехмерное сканирование образца с разрешением около 30 мкм.

Благодаря столь высокому разрешению ученым и удалось выяснить, что считавшиеся передними кости позвонков, известные как intercentrum, на самом деле являются задними. И хотя на первый взгляд это открытие не выглядит важным, оно имеет большое значение для понимания функциональной эволюции позвоночника тетрапод. “Поняв, как кости позвонков соединялись и взаимодействовали друг с другом, мы можем начать исследования подвижности всего позвоночника и того, как распределялись усилия конечностей на ранних стадиях освоения суши”, – отметила Пирс.

Исследование принесло и еще один неожиданный результат. Как оказалось, у Ichthyostega впервые начала формироваться грудина. “Это самая ранняя эволюционная попытка создания грудины, – заявила Клак. – Данная структура должна была укрепить грудную клетку, позволяя поддерживать вес тела во время движения по суше”.

Это открытие хорошо согласуется с предыдущей работой британских ученых, согласно которому ихтиостеги не могли непринужденно шагать по суше, а вынуждены были проталкивать свое тело совместными усилиями обеих передних лап, в то время как задние просто волочились по грунту.

Новый протокол получения данных рентгенограмм позволяет изучать заключенные в плотных породах окаменелости во всех подробностях, отмечает Science Daily. Это дает основания надеяться в будущем на новые интереснейшие открытия.

ichtstg1-1879254