В Польше нашли остатки триасового дицинодонта, который был размером со слона

24 ноября 2018

Исследователи из шведского Уппсальского университета совместно с коллегами из Польши обнаружили ископаемые останки, принадлежащие, как они полагают, новому роду гигантского дицинодонта, сообщает EurekAlert.

Дицинодонты принадлежат к одной группе терапсидов — близких родственников млекопитающих, существовавших во время триасового периода (252−201 миллионов лет назад) вместе с предками динозавров, крокодилов, птерозавров, черепах, лягушек и ящериц. Терапсиды считаются древнейшими предками млекопитающих, в том числе и человека.

В Гранд-Каньоне нашли следы рептилии, которым больше 300 млн лет

16 ноября 2018

Отпечатки следов пресмыкающегося каменноугольного периода заставили задуматься о том, как именно древняя рептилия их оставила.

Не так давно камнепад, случившийся в одном из самых известных американских национальных парков — Гранд-Каньоне, — открыл древние слои породы возле тропы Брайт-Энджел (Bright Angel Trail). Внимание ученых привлекли два обломка кварцевого песчаника, на сломе которых при ближайшем рассмотрении обнаружились отпечатки и контр-отпечатки 28 следов — цепочка, которой прошло неизвестное пресмыкающееся около 310 миллионов лет назад.

Энанциорнисы обзавелись маховыми бугорками независимо от современных птиц

16 ноября 2018

Описан самый полный скелет североамериканской энанциорнисовой птицы, жившей 75 миллионов лет назад. Птица, названая Mirarce eatoni, была размером с индюка и прекрасно умела летать — об этом свидетельствуют ее развитый киль и маховые бугорки на локтевой кости, к которым прикреплялись перья. Такое строение позволяет перенести часть нагрузки с перьев на скелет в полете. Детальное описание находки опубликовано в PeerJ — the Journal of Life and Environmental Sciences.

Энанциорнисовые птицы Mirarce, сидящие на рогах цератопса Utahceratops gettyi, в представлении художника. Brian Engh (dontmesswithdinosaurs.com)

Все птицы произошли от пернатых теропод (Theropoda) около 150 миллионов лет назад и уже в мелу сформировали множество линий. Энанциорнисовые птицы (подкласс Enantiornithes) были самой успешной группой в мелу — их останки находят на всех континентах, кроме Антарктиды. Энанциорнисы были похожи внешне на современных птиц, они также были полностью покрыты перьями и летали. В Северной Америке ископаемые энанциорнисы встречаются в позднем мелу — начиная со 100 и заканчивая 65 миллионами лет назад, когда эти птицы вымерли.

Эволюция сухопутной черепахи: как они стали такими большими?

09 ноября 2018

Эволюция гигантских сухопутных черепах, вроде тех, что живут на Галапагосских островах, может не быть связана с феноменом островного гигантизма, как считалось ранее. Еще во времена Чарльза Дарвина гигантизм некоторых видов сухопутных черепах вызывал особый интерес у натуралистов, но его эволюция оставалась для исследователей загадкой.

Исследователи из Аргентины и Германии представили публике наиболее полное генеалогическое древо вымерших и живущих в наши дни сухопутных черепах. Ученые подвергли анализу генетические и остеологические данные различных видов. Это позволило пересмотреть эволюцию сухопутных черепах и их гигантизма. Оказалось, что в некоторых случаях черепахи переходили в крупный размерный класс на материке, а не островах. Результаты исследования будут опубликованы в следующем выпуске журнала Cladistics.

Находка черепа доисторического кита помогла ученым уточнить теории о переходе китов к питанию планктоном

04 ноября 2018

Усатые киты — самые большие существа на Земле. Они питаются, фильтруя тонны воды через свой китовый ус из кератина, чтобы полакомиться планктоном и крилем. Но древние предки китов обладали зубами, как и современные косатки или кашалоты. Ученые долго пытались разобраться, как эволюционировала система питания усатых китов. Новые исследования, опубликованные в Science, показали, что сначала киты утратили зубы, а потом развили китовый ус. А в промежуточный период просто всасывали в себя пищу.

Надо отметить, что есть и другие недавние исследования, которые отстаивают иную точку зрения. Исследователи предполагают, что переход от зубов к усу был плавным и постепенным. Такой вывод был сделан после изучения черепа кита коронодона, который обладал зубами, похожими на забор-штакетник, через которые он и фильтровал воду в поисках пищи. Согласно другой гипотезе, киты какое-то время одновременно фильтровали воду через зубы и китовый ус. Но анализ черепа древнего кита, который еще даже не успел получить научного названия, противоречит обеим теориям.