Клюв древней птицы позволил ей питаться семенами еще 52 миллиона лет назад

21 февраля 2019

В США нашли хорошо сохранившиеся окаменелости древнейшей птицы, которая могла клевать твердные семена, сообщается в Current Biology. На это указывает ее клюв, похожий на клюв чижа. Eofringillirostrum boudreauxi, как назвали птицу, жила около 52 миллионов лет назад.

Слева — окаменелости, справа — рисунок скелета Eofringillirostrum boudreauxi. D.Ksepka, L.Grande and G.Mayr / Current Biology, 2019

Форма клюва играла важную роль в возникновении разных видов птиц, поэтому при изучении эволюции птиц исследователи в первую очередь обращают внимание на этот признак. Возможно, наиболее тесно ассоциируются с изучением формы клюва воробьинообразные — самый многочисленный отряд птиц, к которому относится около 5,4 тысяч видов. Разнообразие формы клюва позволяет воробьинообразным ловить насекомых, питаться падалью, клевать твердые семена и пить нектар из цветов. Однако как происходила эволюция клюва у воробьиных до сих пор изучено плохо, так как исследователи довольно редко находят их окаменелости.

Ученые объяснили, как змеи в процессе эволюции потеряли конечности

15 февраля 2019

Хотя змеи и ящерицы принадлежат к одному отряду чешуйчатых, они отличаются очевидным аспектом: у змей нет конечностей. Ученые изучили генетические изменения, которые привели к этой разнице, и проанализировали деградацию глаз у некоторых подземных животных.

«Наша работа состояла из изучения геномов нескольких видов позвоночных, включая идентификацию геномных областей, которые изменились только у змей или подземных млекопитающих, оставаясь неизменными у других видов, которые не потеряли конечностей или не имеют нормальных глаз», — уточняет руководитель исследовательской группы Джулиана Гуссон Россито (Juliana Gusson Roscito). Само исследование сотрудников Института молекулярной клеточной биологии и генетики имени Макса Планка в Дрездене (Германия) опубликовано в журнале Nature Communications.

Новый род древних акул назвали в честь видеоигры из 80-х

15 февраля 2019

Американские ученые открыли новый род древних акул, который получил название в честь игры Galaga из-за того, что зубы этих акул напомнили исследователям космические корабли инопланетян из игры. Статья о находке опубликована в журнале Journal of Paleontology.

Velizar Simeonovski, Field Museum

Описанный вид и род пресноводных акул, Galagadon nordquistae, небольшого размера (до 45 сантиметров) приходится родственником современным ковровым акулам, или воббегонговым, встречающимся на западе Тихого океана и в восточной части Индийского океана. Останки акулы возрастом около 67 миллионов лет обнаружили рядом со знаменитым скелетом тираннозавра «Сью».

В Патагонии найдены останки нового вида зауроподов

14 февраля 2019

Шипы этого динозавра обращены вперед, что, вероятно, помогало ему обороняться от хищников.

В журнале Scientific Reports вышла статья сотрудников Национального совета по научно-техническим исследованиям Аргентины (CONICET), в которой они описывают новый вид зауроподов — Bajadasaurus pronuspinax. Его отличительная черта — необычайно длинные шипы, выступающие из спины и шеи.

Ученые выяснили, как выглядели первые многоклеточные животные

14 февраля 2019

Палеонтологи обнаружили в Габоне останки древнейших многоклеточных живых существ, живших в морях примерно 2,1 миллиарда лет назад. Их фотографии опубликованы в журнале PNAS.

«Примерно в это же время произошло одно из важнейших событий в истории Земли, Великая кислородная катастрофа. Мы давно спорим о том, связаны ли они между собой. Наши окаменелости, несмотря на расхождения с данными генетиков, могут говорить в пользу подобной связи», — пишут Дональд Кэнфилд (Donald Canfield) из Центра изучения эволюции Земли в Оденсе (Дания) и его коллеги.