Карликовый родственник гигантских синих китов – Herpetocetus, как оказалось, не вымер в неогене, а незаметно просуществовал еще два миллиона лет, дожив до ледникового периода. Остатки одного из последних представителей этого рода лишь недавно были найдены новозеландскими палеонтологами.

herpetocetus-4804286

Реконструкция Herpetocetus

По словам Роберта Боссенеккера из университета Отаго, прежде считалось, что последние герпетоцеты бороздили моря около трех миллионов лет назад. Это были некрупные – длиной 4-5 метров – морские млекопитающие, внешне очень похожие на современных усатых китов. Они также не имели в челюстях настоящих зубов и питались планктоном, который отцеживали с помощью уса. По странному капризу природы челюсти Herpetocetus  не могли раскрываться шире, чем на 35 градусов. Ни у одного из современных усатых китов не встречено ничего подобного.

Расцвет карликовых китов пришелся на середину неогенового периода, примерно 10-15 млн лет назад, продолжает Боссенеккер. 3 млн лет назад они исчезли из геологической летописи, поэтому находка костей Herpetocetus на тихоокеанском побережье США в горных породах возрастом 700 тысяч лет стала настоящим сюрпризом.

«То, что этот кит пережил крупные климатические и экологические потрясения ледникового периода и добрался почти до современной эпохи, вызывает удивление, ведь почти все ископаемые морские млекопитающие, известные с конца плиоцена, практически идентичны современным видам, – рассказал новозеландский палеонтолог. – Другие усатые киты пошли на значительное увеличение размеров тела, приспосабливаясь к новым условиям. Этот же карликовый кит, должно быть, обнаружил экологическую нишу для жизни, которая исчезла лишь относительно недавно».

PaleoNews поинтересовался у ученого, не мог ли герпетоцет дожить до наших дней? «На мой взгляд, они, конечно, вымерли, – ответил нам Роберт Боссенеккер по электронной почте. – 700 тысяч лет – слишком продолжительный промежуток времени, чтобы крупное животное могло успешно изображать из себя призрака. Это, однако, не исключает вероятности, что окаменелости Herpetocetus будут найдены и в более молодых породах, а сам он мог исчезнуть окончательно в самом конце плейстоцена».

По мнению палеонтолога, карликовому киту помогала выживать особая специализация в области питания. Однако какой именно она была, сейчас сказать невозможно, так как об образе жизни и экологии этих животных мы имеем довольно неполное представление.

Если же говорить о событиях, приведших к окончательному исчезновению герпетоцетов, то по всей вероятности ими были резкие колебания уровня моря, происходившие как раз в интервале 1000 – 700 тысяч лет назад. Поскольку науке известно немало китообразных, размерами уступающих карликовым китам и благоденствующих поныне, то небольшие размеры тела не обязательно говорят о том, что Herpetocetus был плохо приспособлен к холодному климату (напомним, речь идет о временах, широко известных как ледниковый период).

Скорее всего, колебания глубины моря каким-то образом уничтожили привычную пищу карликовых китов в Северном полушарии или изменили области ее распространения, что и стало причиной вымирания этих своеобразных животных.

Стоит отметить, что находка столь позднего герпетоцета может считаться косвенным подтверждением гипотезы двух других специалистов по ископаемым китам. Недавно профессор Йен Фордус и доктор Феликс Маркс предположили, что современный карликовый кит Caperea marginata принадлежал к тому же семейству цетотериев (Cetotheriidae), что и герпетоцет. Однако древность цетотериев вызывала определенные сомнения в обоснованности этой гипотезы. Теперь же карликовый кит, обитающий в наше время исключительно в Южном полушарии, может считаться аналогом северного герпетоцета, почти дожившего до наших дней, говорится в сообщении университета Отаго.