Планы по воссозданию мамонтов на основании добытой из вечной мерзлоты ДНК пока так и не воплотились в жизнь. Зато новые методы исследований уже позволили палеонтологам выделить органические молекулы из окаменелостей каменноугольного периода. Правда, для чего древние животные использовали эти химические соединения, пока непонятно.

crinoids-8026892

Согласно широко распространенной (и ошибочной) точке зрения, органические молекулы не сохраняются после того, как некогда живое существо окончательно превратилось в окаменелость. В очередной раз опровергнуть эту доктрину смогла Кристина О’Мэлли из университета Райта в штате Огайо. В мартовском номере американского журнала Geology она опубликовала свою статью, посвященную изучению органики, сохранившейся в окаменелостях палеозойских морских лилий.

На поиск загадочных молекул в существах каменноугольного периода ее вдохновила практически случайность – разглядывая образец с несколькими криноидеями, О’Мэлли обратила внимание на то, что представители разных видов в пределах одного матрикса имели разную окраску. Одни морские лилии были серо-голубоватого оттенка, другие – темно-серого, а сама порода – кремово-белого. Такая же картина наблюдалась и в других образцах, собранных по всему американскому Среднему Западу.

«Люди обращали внимание на различия в цвете ископаемых еще 100 лет назад, но никто никогда не исследовал причины этого явления, – рассказала О’Мэлли. – В прошлом для этого просто не было необходимых аналитических инструментов, которые есть у нас сегодня».

Палеонтолог прибегла к помощи новейшего метода научных исследований – газовой хроматографии, объединенной с масс-спектроскопией. От морских лилий каждого цвета она взяла небольшой образец, измельчила его и обработала растворителем, после чего поместила полученные растворы в анализатор. Компьютерная программа установила присутствие органических молекул класса хинонов, которые и сегодня встречаются у современных морских лилий.

Как оказалось, образцам каждого цвета соответствовали особые, только им присущие молекулы. Однако говорить о том, что это следы прижизненной окраски, пока нельзя. Хотя некоторые современные хиноны действительно используются криноидеями в качестве пигмента, другие служат им токсинами, отпугивающими хищников.

По информации Science Daily, сохранение органических молекул в течение столь долгого срока стало возможным благодаря особенностям строения морских лилий. Скелет этих животных состоит из кальцита, в порах которого находится органика. Если после смерти животного оно будет достаточно быстро захоронено в осадке, то молекулы окажутся буквально запечатанными внутри камня, как в сейфе.

«В окаменелом состоянии встречается немало фрагментированных биологических молекул. Мы называем их биомаркерами, – рассказал соавтор исследования, профессор геологического факультета университета Огайо Уильям Осич. – Они буквально рассеяны по горным породам и встречаются повсюду вместе с остатками древних растений и животных. Но это старейший пример обнаружения биомаркеров в сохранившейся окаменелости. Мы можем с уверенностью сказать, что данные органические молекулы происходят именно от тех особей, чьи останки мы анализировали».

Теперь  ученые намерены уточнить строение выделенных хинонов и определить, как много информации об отдельных видах криноидей можно из них извлечь.

«Эти молекулы не являются ДНК, и они никогда не сравнятся с ДНК в качестве средства для определения эволюционных отношений, но и они могут быть полезны, – считает Осич. – Но мы должны выяснить, нельзя ли использовать их для отслеживания различных видов».