Уникальный статус животного, совершенно не изменившегося с мелового периода, присвоили американские палеонтологи обыкновенной миноге. Как показали открытия во Внутренней Монголии, миноги, жившие во времена динозавров, ни на йоту не отличаются от наших современниц.

mesomyzon-8835829

Напомним, что, являясь одними из самых примитивных позвоночных, миноги за свою жизнь проходят этапы личинки, метаморфоза и взрослой особи. Личинки миног не достигают крупных размеров и не имеют твердых частей тела вроде зубов, костей и чешуи, что затрудняет их сохранение в ископаемом состоянии. «У них просто нет твердых частей, – рассказал Мяо Дэсуй, соавтор исследования и палеонтолог Канзасского университета. – Даже полностью сформированные ископаемые миноги чрезвычайно редки, потому что им не хватает скелетов. Большинство ископаемых рыб принадлежит к костистым – тем самым, которых мы едим, откладывая кости на край тарелки. Но у миног нет ни костей, ни зубов, которые могут быть сохранены в качестве окаменелостей».

Поэтому шансов на то, чтобы сохраниться в ископаемом состоянии, у миног практически нет. Лишь уникальное стечение обстоятельств, сопоставимое с формированием, например, сланцев Берджес, дает нам надежду встретить остатки древних миног. И все же Мяо и его коллегам из Института палеонтологии позвоночных Китайской академии наук удалось сделать невозможное – изучить окаменелости личинок миног, датированных 125 млн лет назад. Уникальные ископаемые сохранились в донных отложениях пресноводных озер Внутренней Монголии, которые в меловом периоде буквально кишели миногами. Остатки этих существ сохранились в тонкослоистых породах, откладывавшихся на дне водоемов.

«Этот тип пород сохраняет очень мелкие детали ископаемых, – пояснил Мяо. – Именно в таких породах сохранились и остатки перьев динозавров. Личинки миног первыми нашли местные жители, а затем – и некоторые наши китайские коллеги, которые специализируются на изучении ранних рыб». Это первый в истории науки случай, когда были встречены не только взрослые миноги вида Mesomyzon mangae, но и их личинки, а также существа на стадии метаморфоза.

Обнаруженные окаменелости показывают, что жизненный цикл миноги «появился в его нынешнем режиме не позднее раннего мела», констатировал палеонтолог. Этот цикл состоит из длительной личиночной стадии, метаморфоза и сравнительно небольшого периода взрослой жизни, причем взрослый организм заметно отличается от личинки анатомически. «Наши личинки выглядят современно, – продолжает Мяо. – Стадии развития практически идентичны сегодняшним миногам. До сих пор мы не знали, как давно миноги изобрели метаморфоз. Теперь понятно, что он восходит по крайней мере к 125 миллионам лет назад. Другими словами, миноги практически не изменились за все это время, и это очень интересно».

Как и в наши дни, меловые миноги жили и в пресной, и морской воде. В личиночной стадии они обитали в донных осадках – песке или грязи, добывая питательные вещества из микроорганизмов и детрита. Взрослые миноги главным образом паразитировали на крупных водных позвоночных вроде рыб, высасывая его кровь и зачастую убивая своего хозяина в конце.

Статья Discovery of fossil lamprey larva from the Lower Cretaceous reveals its three-phased life cycle опубликована порталом PNAS