Семь удивительных вещей, найденных в копролитах

29 мая 2017

Не только любители палеонтологии, но и многие ученые с пренебрежением и брезгливостью относятся к копролитам – окаменевшим экскрементам давно исчезнувших с нашей планеты существ. И, между прочим, совершенно напрасно, поскольку копролиты представляют собой настоящий кладезь уникальных сведений о древней жизни.

Именно в таких неприглядных на первый взгляд находках содержится ценнейшая информация о том, чем и как питались древние животные и как они взаимодействовали друг с другом. Более того – о диете и пищеварении ископаемых существ копролиты могут рассказать куда больше, чем всем известные скелетные останки. Помня об этом, давайте ознакомимся с некоторыми примечательными открытиями, сделанными в копролитах >>

copro-5700051

Древние чудовища России

10 апреля 2017

Книга «Древние чудовища России», выпущенная издательством «Манн, Иванов и Фербер», представляет собой незаурядное явление в области современной научно-популярной литературы. У ее авторов — Антона Нелихова и Андрея Атучина — получился живой и увлекательный рассказ о давно вымерших животных, существенно расширяющий традиционные рамки жанра.

Наряду со вполне ожидаемым изложением основ геологических наук и перечислением причудливых вымерших чудищ, которыми обычно и исчерпывается содержание литературы подобного рода, книга «Древние чудовища России» радует и молодого, и достаточно опытного читателя тем, что принято называть «научным фольклором», или, в просторечии, байками. Наряду с ископаемыми животными героями повествования стали и люди, принимавшие участие в их открытии и изучении, например, известные писатели Виталий Бианки и Константин Паустовский. Но основными звездами, конечно, являются именно монстры прошлого. Честно признаюсь, что о некоторых из них я и сам узнал впервые из этой книжки, хотя палеонтологией достаточно вдумчиво занимаюсь не первый десяток лет.

amr-3710008

От тирекса до угруналука: откуда берутся имена динозавров?

27 марта 2017

Каждый из нас знаком с классическими названиями динозавров, такими как стегозавр (Stegosaurus), апатозавр (Apatosaurus) и Тираннозавр-Рекс (Tyrannosaurus rex), которого зачастую называют просто тирекс (T. rex). Широкую известность эти мезозойские окаменелости получили в конце XIX – начале XX века, когда их впервые начали выставлять в музеях.

Но откуда взялись эти названия? И как произошли менее известные названия динозавров – Spinops, Bistahieversor и Pantydraco? Попробуем разобраться, чем руководствуются ученые, выбирая официальные названия для своих любимых ящеров >>

dinonames-4153861

Вместе или врозь? Чем любители и профессионалы палеонтологии могут помочь друг другу

24 марта 2017

Поиски и коллекционирование ископаемых животных и растений – отличное увлечение, с годами становящееся все более популярным. Вылазки на природу, активный образ жизни и удивительные находки делают его едва ли не идеальным хобби для современного горожанина. О том, как любители палеонтологии могут приносить пользу не только себе, но и науке, размышляет старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН Андрей Герасимович Сенников.

sennikov1-9860585

Мамонты

26 февраля 2016

mammothdog-5431214

В представлении большинства людей мамонт – это огромный волосатый слон, давно и навсегда исчезнувший с лица земли. Когда-то мамонты целыми стадами паслись в заполярной тундре, и в один далеко не прекрасный день неожиданно исчезли. Нельзя сказать, чтобы такое мнение о мамонтах было совсем уж неверным, но правды в нем примерно около половины. Сейчас мы попытаемся развеять мамонтовые мифы.