Около пяти тысяч лет назад на неолитических стоянках древних китайцев появились одомашненные кошки. Но принадлежали они совсем не к тому виду, который всем хорошо знаком по нашим Муркам и Барсикам. Вместо них жители центрального Китая каким-то образом приручили бенгальских, или леопардовых кошек, до сих пор являющихся обычным компонентом фауны тех мест.

prionailurus1-5661016

Как известно, широко распространенные сегодня современные домашние кошки (Felis catus) происходят от диких ливийских кошек (Felis silvestris lybica), обитавших на Ближнем Востоке и в Юго-Западной Азии. Одомашнивание этих животных началось около 10 тысяч лет назад, вскоре после того, как обитатели данного региона начали заниматься сельским хозяйством. Древнейшее совместное захоронение человека и кошки возрастом 9500 лет известно с Кипра, аналогичные могилы в египетском Иераконполе датируются возрастом в 8000 лет.

Недавно остатки кошек были найдены и в Китае. Одно из них, например, встретилось археологам на стоянке первобытных людей Quanhucun в провинции Хунань. Группа ученых во главе с Жан-Дени Винье (Jean-Denis Vigne) из французского Национального центра научных исследований в Париже выяснила, что пять кошачьих челюстей, найденных на археологических объектах Китая и датируемых интервалом от 3500 до 2900 г. до н.э., очень близки к бенгальской кошке (Prionailurus bengalensis), которая до сих пор обитает в этом регионе.

“То, что эти кошки оказались бенгальскими, на самом деле не так уж удивительно, – говорит генетик Национального института рака Карлос Дрисколл (Carlos Driscoll), изучавший генетику кошачьих, но не участвовавший в данном исследовании. – Вот если бы древние китайские кошки оказались Felis silvestris, эта история выглядела бы куда сложнее, важнее и интереснее. Однако статья достаточно интересна, поскольку теперь мы знаем начало и конец этой истории, хотя и не представляем себе ее середину”.

По мнению Винье и его коллег, одомашнивание бенгальской кошки китайцами происходило по той же схеме, что и на Ближнем Востоке: кошачьи, вероятно, следовали за крысами, привлеченными зернохранилищами ранних китайских поселений. Но по неизвестным сегодня причинам дружба человека с бенгальской кошкой не задалась, и сегодня все домашние кошки Китая принадлежат к Felis catus. Гены Prionailurus bengalensis можно встретить лишь в особой гибридной породе, специально выведенной человеком и получившей название “леопардовой”.

Впрочем, находка остатков кошек в китайских поселениях может иметь и еще одно объяснение. “Вполне вероятно, что одна из кошек, со сломанной бедренной костью, попала в ловушку, сломав при этом ногу, а затем ее держали при себе как курьез или домашнее животное, – рассуждает Дрисколл. – Такой тип одноразовых приручений хорошо известен и был широко распространен в ранних сельскохозяйственных общинах по всему миру. Людей всегда привлекали животные”.

Статья Earliest “Domestic” Cats in China Identified as Leopard Cat (Prionailurus bengalensis) опубликована порталом PLOS ONE