На смену гипотезе африканской прародины человечества, знакомой большинству наших читателей со школьной скамьи, все чаще приходят новые, альтернативные и нетрадиционные версии. Самая свежая из них помещает колыбель антропогенеза на Балканский полуостров, расположенный в южной части Европы.

В пользу этой гипотезы говорит несколько окаменелостей, принадлежащих грекопитеку — Graecopithecus freybergi, который авторами нового исследования принимается за последнего общего предка человека и шимпанзе. Правда, в то, что их гипотеза сходу завоюет популярность, ученые и сами не очень-то верят >>

graecopithecus1-4056424

Челюсть Graecopithecus freybergi

Не успели остыть страсти после заявлений китайских антропологов, предложивших считать прародиной человечества территорию современной Поднебесной, как почетное звание колыбели всего нашего рода решили оспорить Балканы. Именно там, в районе Греции и Болгарии, семь миллионов лет назад жили истинные предки Homo sapiens. Во всяком случае, так утверждают современные сапиенсы – профессор Николай Спассов (Nikolai Spassov) из Болгарской академии наук и профессор Мадлен Беме (Madelaine Bohme) из университета Тюбингена.

Согласно общепринятой сегодня концепции, расхождение эволюционных ветвей, ведущих к людям и к шимпанзе, произошло где-то в Африке около 5-8 млн лет назад. Но открытие Спассова и Беме в эту схему никак не вписывается, поскольку помещает последнего общего предка человека и шимпанзе в Южную Европу. Возраст гипотетического первочеловека, впрочем, остался почти таким же – 7,2 млн лет назад.

В своем исследовании ученые использовали компьютерную томографию для анализа нижней челюсти и верхнего моляра (коренного зуба) Graecopithecus freybergi – гоминиды, остатки которой были найдены ранее в южной Греции (челюсть) и центральной Болгарии (зуб). Как оказалось, корни коренных зубов грекопитека частично сливались, что является «особенностью, характерной для современных людей, ранних людей и нескольких пра-людей, включая Ardipithecus и Australopithecus», объясняет Беме.

Дело в том, что у обезьян два-три зубных корня обычно вполне самостоятельны, да еще и нередко расходятся в стороны. Кроме того, группа исследователей нашла в зубах Graecopithecus и другие признаки, указывающие на то, что он был частью эволюционной линии, ведущей к современным людям.

Если гипотеза Спассова и Беме верна, то мы присутствуем при очередной революции в антропологии, поскольку грекопитек на несколько сотен тысяч лет древнее самого раннего африканского кандидата в наши предки – Sahelanthropus из Чада.

graecopithecus2-7772509

Graecopithecus freybergi. Реконструкция.

Осадочные породы, в которых найдены остатки грекопитека, датируются интервалом между 7,175 и 7,24 млн лет назад. «Это начало мессинского яруса, эпоха, которая завершается полным иссушением Средиземного моря», – отметила Беме. «Такое датирование позволяет нам перенести раскол между линиями человека и шимпанзе в Средиземноморье», – добавил соавтор исследования, профессор палеоантропологии университета Торонто Дэвид Бегун (David Begun).

Пытаясь воссоздать экологические условия, в которых началось становление людей, ученые обнаружили вместе с остатками грекопитека следы пыльных бурь. Изотопный состав пылевых частиц соответствует тем, что найдены в пустыне Сахара, что приводит к двум любопытным выводам: во-первых, что 7 млн лет назад Сахара уже вполне сформировалась в качестве настоящей пустыни, и во-вторых, что над ней бушевали такие пыльные бури, что их мощности было достаточно для доставки песчаного материала на другую сторону Средиземноморья.

При этом Европу покрывали настоящие саванны. Микроскопические частицы древесного угля и растительных силикатов (фитолитов) в тех же породах свидетельствуют о сильных засухах. В совокупности эти факторы, возможно, сыграли главную роль в разделении эволюционных линий человека и шимпанзе, предположила профессор Беме.

Кроме того, пока неясно, как и почему грекопитеки перебрались с Балкан в Африку. Скорее всего, миграция была вызвана климатическими причинами, предположил профессор Спассов

«Я настроен оптимистично, и полагаю, что предложенный нами сценарий со временем будет принят научным сообществом», – заявил он, признав, что доказательства, с которыми работают он и его коллеги, действительно достаточно скудны. «Но в этой области науки никогда не бывает много свидетельств», – оптимистично добавил он.

Статьи Potential hominin affinities of Graecopithecus from the Late Miocene of Europe (doi: 10.1371/journal.pone.0177127) и Messinian age and savannah environment of the possible hominin Graecopithecus from Europe (doi: 10.1371/journal.pone.0177347) опубликованы порталом PLOS ONE