Ископаемые остатки бактерий, живших около 3,49 млрд лет назад, были обнаружены международной группой ученых в австралийском регионе Пилбара. Всего миллиард лет отделяет эти свидетельства древней жизни от времени предполагаемого формирования Земли как планеты.

pilbara-3111757

Типичный пейзаж Пилбары, штат Западная Австралия

“Найти этот материал было непросто, но очень интересно, – заявил один из участников открытия, геобиолог Алан Дечо из университета Южной Каролины. – Он показывает наличие некоторой организации жизни уже в те времена”. “Таковы наши древнейшие предки”, – считает биогеохимик Нора Ноффке из Old Dominion University в Норфолке.

Cамые древние остатки живых существ представляют собой не обычные окаменелости вроде костей динозавров, а узор, оставленный на поверхности горных пород. Это так называемые бактериальные маты – постройки, образованные колониями бактерий из морского песка. Они до сих пор встречаются в некоторых районах мира, например, на побережье Туниса, и свидетельствуют о том, что уже с самого начала для микроорганизмов было характерно “коллективное поведение” и своеобразное разделение обязанностей в колонии между разными видами бактерий.

Остатки древней жизни напоминают морщинки на поверхности песчаников и складываются в узор, напоминающий рисунок нитей в паутине или рыбачью сеть. Правда, обнаружить самих строителей матов и хотя бы приблизительно их идентифицировать палеонтологам не удалось. Но зато изотопный анализ углерода показал наличие в древних структурах изотопа С-13, который традиционно связывают с присутствием органического вещества.

“Очень хорошо, что мы располагаем несколькими линиями доказательств органической природы нашего материала”, – подчеркнул соавтор исследования, геомикробиолог Джон Стольц из университета Дюкесн в Питтсбурге. Дело в том, что в Австралии, в бассейне Стрелли, раньше уже были описаны “самые древние в мире окаменелости”, датированные возрастом 2,9 млрд лет назад. Однако ученые Оксфордского университета в 1980 году показали, что эти “окаменелости” были просто результатами сортировки осадков морскими течениями, сообщает Red Orbit.

Австралийские строматолиты – близкие “родственники” бактериальных матов Пилбары