Позднемеловой тираннозаврид достигал девяти с лишним метров в длину.

Тираннозавриды зачастую носят звучные имена. Например, «чудовищный убийца» — тератофоней, «жуткий ящер» — дасплетозавр, «кровавый король» — литронакс, и наконец сам «ящер-тиран» тираннозавр. Новый тираннозаврид из Нью-Мексико получил не менее впечатляющее название — Dynamoterror dynastes, что можно перевести как «господство сильного террора».

Окаменелости, принадлежащие динамотеррору, нашли в залежах песчаника в Нью-Мексико в экспедиции 2012 года. Время не пощадило останки теропода — они были фрагментарно распределены и разбиты на осколки. Потребовались годы, чтобы восстановить их целостность. Оказалось, что девятиметровый хищник относился к той же кладе, что и популярный в массовой культуре ти-рекс. Ознакомиться с научной статьей, посвященной новому тероподу, можно здесь.

Скан лобной кости динамотеррора

Динамотеррор обитал на планете около 80 млн лет назад. Это подсказало ученым, что клада тираннозавров и алиорамов разделились раньше, чем было принято считать до этого. Места, где жил динамотеррор, были влажными, богатыми пышной растительностью. Здесь обитали утконосые гадрозавры и закованные в броню анкилозавры, которые вероятно и становились добычей динамотеррора.

В минувшем году одним из самых ярких открытий было описание узбекского тираннозавра тимурленгии. Именно этот динозавр заполняет «среднемеловой пробел» в истории тираннозавроидов. Тимурленгия вместе с сюнгуаньлуном (Xiongguanlong) из раннего мела Китая, видимо, образовывали особую кладу длиннорылых тираннозавров. Эта клада была сестринской для группы Tyrannosauridae. Тимурленгия была некрупным животным, 3-4 м в длину и весом 170-270 кг. Изучение тимурленгии, показало, что основные адаптации, необходимые для суперхищника (большой мозг, усовершенствованные органы чувств) развились еще у небольших по размерам среднемеловых тираннозавров, что явилось залогом эволюционного успеха их более крупных знаменитых потомков в конце мелового периода.

Тимурленгия

А в 2016 году британские палеонтологи нанесли страшный удар по национальной гордости американцев. Они выдвинули гипотезу, что тираннозавр был не продуктом эволюции американских видов, а захватчиком, пришедшим из Азии. Стоит отметить, что эта гипотеза противоречит выводам прежних исследований, которые традиционно считали появление Tyrannosaurus rex кульминацией многомиллионолетней эволюции американских тираннозаврид.

Тарбозавр