Палеонтологи университета Восточного Теннеси описали новый вид саблезубых тигров. Эти относительно некрупные кошки много времени проводили на деревьях, прячась там от опасных хищников древней Америки.

machairod-7387062

Megantereon, реконструкция Романа Учителя

Хотя новый саблезубый тигр приходится прямым предком знаменитому смилодону, державшему в страхе макрофауну обеих Америк, он был несколько мельче потомка и весил не больше 60-70 килограммов. Зубы и челюсти также уступали в размере смилодоньим и соответствовали примерно современной пантере.

По мнению ученых, Rhizosmilodon fiteae, как назвали животное, охотно лазал по деревьям, затаскивая туда и свою добычу. Это позволяло ему избегать нежелательных контактов с медведями, превосходившими величиной современных гризли, и стаями гиеновых собак. Одновременно в тех же местах жили носороги, трехпалые лошади, пекари, олени, ламы и тапиры. Многие из этих животных служили саблезубым кошкам добычей.

Профессор спешит на помощь

Окаменевшие остатки неизвестной науке саблезубой кошки раннеплиоценового возраста нашли во Флориде еще в начале 1980-х годов. Местные ученые не смогли изучить их должным образом, и пригласили на помощь  доктора Стивена Уоллеса, профессора палеонтологии в Центре передовых палеонтологических технологий Рона Санквиста. Как пишет East Tennesian, он уже описал несколько новых видов доисторических животных и работал куратором местного музея естественной истории.

Необходимо отметить, что на территории Флориды водились два разных вида саблезубых – крупный, достигавший размеров современного льва Machairodus coloradensis, и небольшой, примерно с ягуара ростом зверь, первоначально определенный как Megantereon hesperus. Остатки этого последнего были представлены единственной не полностью сохранившейся челюстью, и последующие исследователи опровергли ее принадлежность к мегантереонам.

Новые образцы позволили внести ясность в его систематическую принадлежность и много рассказали исследователям. Несколько костей передала ученым местная жительница Барбара Фит, коллекционирующая окаменелости. Теперь ее имя увековечено в видовом названии кошки. (Родовое имя Rhizosmilodon, то есть «корень смилодонов» или «коренной смилодон», указывает на возможные  предковые отношения животного с классическим смилодоном.)

Особенно порадовала ученых отлично сохранившаяся нижняя челюсть со всеми тремя жевательными зубами. После появления нового костного материала стало возможным выделить новый таксон – Rhizosmilodon fiteae, отличительными чертами которого стали слабо зазубренные верхние «саблевидные» клыки и относительно крупные нижние клыки.

Патриарх саблезубых

Самым важным в открытии новой большой кошки стало мгновенное удлинение американской истории этой группы. «До сих пор мы полагали, что саблезубые кошки, известные как Smilodontini, мигрировали в Северную Америку около 2,5 млн лет назад, – сообщил Уоллес. – Однако находка этого нового вида указывает на существование здесь предковых форм смилодонов по крайней мере за 5 миллионов лет до окончательного вымирания саблезубых».

Как пишет палеонтолог в своей статье, выложенный в свободный доступ на сайте Plos One, Rhizosmilodon  оказался старейшим американским представителем группы Smilodontini и становится вероятным кандидатом на роль прародителя всех смилодонов, потомки которого расселились по центральным и северо-западным регионам США и успешно добрались даже до Южной Америки.

«Когда люди думают о саблезубых, им кажется, что это была всего одна большая кошка, – отметил соавтор исследования Ричард Халберт, хранитель коллекции палеонтологии позвоночных в музее естественной истории Флориды. – Но на самом деле саблезубые жили почти по всему миру больше 10 миллионов лет, а общее число их видов, по всей вероятности, составляет порядка 20».

Халберт подчеркнул, что по сравнению с тем, что мы знали об этой группе 20 или 30 лет назад, сегодня ученые гораздо лучше представляют себе строение и эволюцию саблезубых. Однако многие вопросы до сих пор остаются неясными, в том числе и место возникновения этих крупных хищников. Находка Rhizosmilodon поддерживает американскую гипотезу возникновения саблезубых, но сторонники альтернативной версии происхождения саблезубых в Старом Свете пока сдаваться не собираются.