Остатки двух удивительных животных, живших в юрском периоде, описали недавно американские палеонтологи. Одно из них оказалось самым ранним примером адаптации млекопитающих к древесному образу жизни, а второе – первым в истории млекопитающим кротом.

Другое юрское животное – Docofossor brachydactylus – может считаться самым ранним из известных среди млекопитающих землекопов. Его передние лапы адаптированы для рытья нор и очень напоминают аналогичные органы современных златокротов.

Agilodocodon и Docofossor являются убедительными доказательствами того, что древесный и подземный образы жизни появились уже в самом начале эволюции млекопитающих. Эти два существа, каждое величиной с землеройку, принадлежат к отряду Docodonta и обладают уникальными приспособлениями к различным средам обитания. При этом их сходство с современными аналогами, безусловно, носит конвергентный характер, отмечают палеонтологи.

В частности, изменение кисти Docofossor произошло за счет уменьшения числа фаланг его пальцев, что сделало их короче, но толще, чем у исходной формы. Точно такая же адаптация встречается у современных роющих животных – африканских златокротов. Она зависит от развития костных суставов, контролируемого генами BMP и GDF-5. Из-за выраженного анатомического сходства исследователи полагают, что тот же генетический механизм работал и на ранних стадиях эволюции млекопитающих, у Docofossor.

Другой пример – позвонки и ребра этой пары юрских млекопитающих. У Agilodocodon наблюдается резкая граница между отделом позвоночника, соответствующим грудной клетке, и поясничными позвонками, у которых ребра отсутствуют. При этом у Docofossor переход от спинных к поясничным позвонкам не имеет резких границ. У современных млекопитающих известны оба этих варианта строения позвоночника, и какой из них воплотится в жизнь, зависит от генов Hox 9-10 и Myf 5-6. Древние млекопитающие, вероятно, обладали такой же схемой  развития, а их гены функционировали точно таким же образом еще до появления высших млекопитающих, делают вывод американские палеонтологи.

Статьи An arboreal docodont from the Jurassic and mammaliaform ecological diversification и Evolutionary development in basal mammaliaforms as revealed by a docodontan опубликованы в журнале Science