Палеонтолог южноафриканского университета Витватерсранда, доктор Роберт Гесс описал самого первого сухопутного жителя суперконтинента Гондвана. Им оказался скорпион Gondwanascorpio emzantsiensis из девонских отложений Восточной Капской провинции.

gondwanascorpio1-7710974

Ископаемый материал, на основании которого был выделен новый вид палеозойских скорпионов, довольно разрознен и представляет собой клешню, сегмент ноги, концевой членик брюшка (тельсон) и фрагмент хвоста (V metasomal segment). Этого оказалось достаточно для идентификации находки как несомненного скорпиона, но о его более детальном систематическом положении говорить, к сожалению, невозможно. Тем не менее это первая находка столь древнего хищного членистоногого из Гондваны.

Напомним, что самыми первыми колонистами, выбравшимися на сушу из моря еще в силурийском периоде, около 420 млн лет назад, были растения. Вслед за ними наземные биотопы начали осваивать беспозвоночные – примитивные насекомые и многоножки, питавшиеся растительностью. К концу силурийского периода, 416 млн лет назад, появились и первые хищные обитатели суши – пауки и скорпионы, специализировавшиеся на охоте на насекомых. К каменноугольному периоду из вод океана на землю перебрались и позвоночные.

Северный суперматерик Лавразия, включавший в свой состав современные Азию и Северную Америку, был достоверно заселен насекомыми еще в силуре. Но от южного суперматерика Гондваны Лавразия отделялась широким морским проливом, и до сих пор у палеонтологов не было никаких сведений о ранних обитателях Гондваны, пишет Red Orbit. Находка скорпиона возрастом 350 млн лет наконец-то подтвердила предположения ученых о раннем этапе освоения гондванской суши живыми существами, отметил Гесс.

Как отмечает Гесс в своей статье, опубликованной научным журналом African Invertebrate, южноафриканский скорпион морфологически довольно похож на своих современников – скорпионов из Китая и Лавразии. Это может говорить о широком распространении наземных экосистем, сформированных космополитическими родами растений типа древовидного папоротника Archaeopteris.

“Впервые мы имеем достоверные сведения о том, что в девоне здесь уже присутствовали не только скорпионы, но и те, на кого они охотились, – заявил он. – Теперь мы уверены, что к концу девона Гондвана, как и Лавразия, обладала комплексной наземной экосистемой, включавшей беспозвоночных и растения. Таким образом, налицо все необходимые элементы для существования позвоночных, которые и появились здесь примерно в это время или чуть позже”.

Статья “The earliest record of terrestrial animals in Gondwana: A scorpion from the Famennian (Late Devonian) Witpoort Formation of South Africa” доступна на сайте университета Витватерсранда (pdf)