Недра Китайской народной республики продолжают удивлять научный мир остатками древних существ. Одно из них, только что описанное палеонтологом Уханьского института геологии и минеральных ресурсов Лун Ченом, своим видом могло бы потрясти таких признанных классиков стиля хоррор, как Говард Лавкрафт или Брэм Стокер.

atopodentatus-2545561

Atopodentatus unicus. Реконструкция Nobu Tamura

Морская рептилия Atopodentatus unicus из триаса южного Китая приходится близким родственником нотозаврам и плезиозаврам. Характерное для большинства завроптеригий вытянутое обтекаемое тело, длинный хвост и веслообразные лапы, заканчивающиеся, однако, копытцами, выглядят вполне тривиально. А вот голова атоподентатуса уникальна и не имеет аналогов по крайней мере среди рептилий.

Челюсти животного резко загнуты книзу, причем верхняя еще и раздваивается, немного расширяясь к концу и образуя лопатообразную конструкцию. На краях обеих челюстей росло множество тонких и мелких пластинчатых зубов, образовывавших в вырезе верхней челюсти напоминающую застежку-молнию структуру. Маленькие глаза и расположенные прямо между ними ноздри дополняли портрет Atopodentatus unicus.

Способ питания этого триасового монстра пока остается для палеонтологов загадкой. Тонкие и хрупкие зубы невозможно было использовать для охоты даже на некрупную добычу, поскольку они неизбежно сломались бы при этом. Да и восстановленная учеными челюстная мускулатура не предполагает возможности развивать значительные усилия при укусе.

Скорее всего, странный зверь был фильтратором наподобие современных серых китов и питался разной водной мелочью. Свой уникальный ротовой аппарат он использовал, вероятно, следующим образом: сначала раскрывал пасть и, поворачивая голову вбок, захватывал порцию донного ила, а затем сквозь щели между зубами вымывал грунт, отфильтровывая бентосную фауну, которую сразу же и глотал. По другой версии, необычные челюсти использовались как совок или скребок, которыми атоподентатус собирал пищу с субстрата. Но в любом случае, несмотря на кошмарный облик опасаться этого животного приходилось лишь крошечным беспозвоночным.

Посткраниальный скелет показывает, что Atopodentatus unicus вел полуводный образ жизни, проводя на суше и в море примерно поровну времени. Некоторые детали строения роднят новое животное с представителями надотряда Sauropterygia, но полной уверенности в этом у китайских специалистов пока нет, хотя в их руки попал практически полный скелет атоподентатуса.

Статья A new marine reptile from the Triassic of China, with a highly specialized feeding adaptation опубликована на портале Naturwissenschaften.

Doi: 10.1007/s00114-014-1148-4