Плацентарные млекопитающие, находившиеся у корней нашего родословного древа, жили в эпоху динозавров и еще застали времена расцвета гигантских ящеров. Это заявление британских палеонтологов, основанное исключительно на генетических данных и противоречащее фактам из летописи ископаемых, получает все большую поддержку среди ученых.

sceleton-9235483

Реконструкция скелета гипотетического первого плацентарного млекопитающего

Научный сотрудник Университетского колледжа Лондона Марио дос Рейс рассчитал, что первые плацентарные, приходящиеся предками современным зверям и человеку, появились примерно с 91 до 88 млн лет назад. До удара астероида, уничтожившего динозавров, оставались еще десятки миллионов лет, и все это время плацентарные сосуществовали с ужасными ящерами.

«Когда динозавры вымерли, многие экологические ниши стали вакантными и плацентарные млекопитающие тут же их заняли, – говорит Рейс. – Наши плацентарные предки эволюционировали в современных млекопитающих, которых мы привыкли видеть вокруг себя, например, грызунов, оленей, китов, лошадей, летучих мышей, обезьян и, в конечном счете, людей».

Пока динозавры господствовали на Земле, у плацентарных не было никакой возможности увеличивать свое разнообразие и заметно эволюционировать, но появились они уже тогда, когда динозавры наслаждались жизнью и не подозревали об уготованной им катастрофе. Рейс и его соавторы Фил Донохью и Цзыхэн Ян пришли к этому убеждению, тщательно проанализировав 36 полных геномов млекопитающих.

Как объяснил Рейс, накопление мутаций в ДНК происходит с постоянной скоростью, благодаря чему в распоряжении ученых оказываются так называемые «молекулярные часы», показывающие, как давно произошло расхождение между двумя родственными группами животных. Например, ДНК человека и других приматов мутирует со скоростью примерно 1% в 10 млн лет. Молекулярные часы не являются абсолютно точным механизмом и у одних видов идут чуть быстрее, а у других – немного медленнее, отметил ученый.

Команда исследователей Университетского колледжа смогла оценить число мутаций, накопленных в разных линиях млекопитающих, и оно указало время жизни первого плацентарного, приходящегося предком всем ныне живущим – от 88,3 до 91,6 млн лет назад. Эти цифры идут в разрез с опубликованными несколько ранее сроками появления первых плацентарных, полученными эволюционным биологом американского университета Стоуни-Брук Морин О’Лири на основании данных окаменелостей.

О’Лири и ее сотрудники потратили несколько лет на то, чтобы на основе морфологических особенностей современных и ископаемых животных выстроить общее генеалогическое древо млекопитающих. В результате этого масштабного труда появилась родословная плацентарных, начинающаяся вскоре после вымирания динозавров, в палеогеновом периоде. По словам авторов, они строго придерживались данных геологической летописи, чтобы не допустить ошибок и не сделать плацентарных древнее, чем это было фактически.

Однако команда Рейса уверена, что в исследовании О’Лири содержится фатальная ошибка – в нем не учитывается, что линии млекопитающих могут уходить в прошлое гораздо дальше того момента, с которого известны окаменевшие остатки этих животных. «Ведь вполне вероятно, что они уже существовали, но просто не смогли сохраниться в ископаемом состоянии», – говорят британские ученые. «Работа О’Лири невероятно впечатляет во всех аспектах, кроме сроков эволюционной истории, – заявил соавтор исследования, палеобиолог Бристольского университета Фил Донахью. – Мы очень обеспокоены тем, что этот материал собирались в конечном итоге изложить в учебниках».

Точка зрения британцев показалась более верной экспертам. «Трудно сказать, кто более прав, но позицию Рейса подтверждают более весомые данные», – считает, например, эволюционный генетик университета Дьюка Энн Йодер. Именно она 10 лет назад на основании генетических данных предсказала, что общий предок галаго и лори жил около 40 млн лет назад, хотя ископаемых остатков представителей этой группы старше 20 млн лет на тот момент известно не было. Но когда статья Йодер уже была в печати, палеонтологи обнаружили окаменелости предсказанного существа возрастом даже больше 40 млн лет.

«Ранние плацентарные, найденные в отложениях мелового периода, решат этот вопрос раз и навсегда», – заявила Йодер. Точку в споре о времени появления плацентарных поставят все же ископаемые, а не математические расчеты, пишет Nature.

Возвращаясь к общему предку всех плацентарных, остается добавить, что, согласно данным ряда исследований, он представлял собой небольшое существо, ведущее ночной образ жизни и пережившее глобальное мел-палеогеновое вымирание благодаря своему размеру, а также поведенческим и экологическим особенностям. Судя по всему, оно не выглядело слишком похоже на человека, но знания о нем имеют для людей большую ценность.

«Его важность для человечества заключается в том, что первое плацентарное млекопитающее приходится нам предком. Это оно изобрело план строения тела, унаследованный нами, и подробная информация о нем дает нам возможность, например, выяснить, какие животные лучше подходят для медико-биологических исследований, направленных на борьбу с врожденными и генетическими заболеваниями», – пояснил Донахью.

Статья Neither phylogenomic nor palaeontological data support a Palaeogene origin of placental mammals опубликована на портале Proceedings of the Royal Society B