Те самые помидоры. В Южной Америке раскопали ископаемый томат.

Самый древний в Южной Америке помидор нашли ученые из университета Пенсильвании в геологических отложениях палеогенового периода. Как стало известно, прадедушка современных томатов довольно сильно отличался от хорошо известных нам сегодня овощей.

tomatillo-9949755

По словам автора открытия, палеоботаника Питера Уилфа, размер древнего помидора был довольно скромным и составлял всего 23 миллиметра. Зато его полностью покрывала «бумажная» оболочка, напоминающая современные физалисы. «Это довольно удивительно, – признался Уилф. – Мы собрали больше 10 тысяч окаменелостей, но среди них оказалась только одна такая».

Американские ученые вели раскопки в аргентинском местонахождении Laguna del Hunco, представляющем собой донные отложения озера возрастом 52 млн лет. Слои песчанистого ила здесь чередуются с вулканическим пеплом, и хотя все окаменелости получились сплюснутыми до почти плоского состояния, зато сохранили множество тонких деталей строения, обычно пропадающих в процессе фоссилизации. В частности, найденный Уилфом помидор имел не только внешнюю оболочку, но и по пять вполне различимых крупных и мелких ребер.

Помидоры вместе с картофелем и баклажанами входят в состав семейства Пасленовых (Solanaceae). Ископаемые находки и генетические исследования связывают это семейство с Южной Америкой, однако большинство семян древних пасленовых были найдены в Европе. Самые ранние представители семейства, сохранившиеся в ископаемом состоянии на южноамериканском континенте, прежде датировались 16 млн лет.

«Это первая окаменелость из тех, что относятся к томатно-картфельно-баклажанному семейству, – сообщил Уилф. – Она очень древняя, и это хорошо укладывается в теорию о том, что разнообразие пасленовых формировалось именно в Южной Америке».

Ученые расшифровали геном помидоров в 2012 году. Молекулярные часы, основанные на генетических данных и ископаемых свидетельствах, указывали, что около 60 млн лет назад генетическое разнообразие томатов резко и быстро повысилось. Благодаря находке палеогеновых помидоров данные молекулярных часов можно считать даже слишком молодыми. «Почти все молекулярные датировки оказываются моложе ископаемых», – отметил палеоботаник.

Вместе с ягодой помидора исследователи обнаружили окаменевшие остатки еще 11 различных видов растений, в том числе африканского саговника Encephalartos и первого южноафриканского дуба Castanopsis, от которого сохранились листья и желуди, пишет Live Science.