Новый вид летающих ящеров, бывший современником последних динозавров, обнаружили румынские палеонтологи. Его скелет найден в позднемеловых отложениях трансильванского местечка Себеш-Глод вместе с остатками крокодилов, черепах и ранних млекопитающих.

Животное получило название Eurazhdarcho langendorfensis и принадлежало к семейству аждархид – группе крупных беззубых птерозавров с длинными клювом и шеей, рассказал помогавший румынским ученым британский палеонтолог Даррен Нэйш из университета Саутгемптона.

"Их крылья были сильно адаптированы для парящего образа жизни. Некоторые особенности крыльев и задних костей конечностей показывают, что эти птерозавры могли складывать крылья и ходить на четвереньках, когда это было необходимо, рассказал доктор Нэйш. – Со своим трехметровым размахом крыльев, Eurazhdarcho был большим, но не гигантским. Это, кстати, относится и ко многим другим животным, открытым до сих пор в Румынии – они часто бывали необычно маленькими по сравнению с родственниками из других регионов Земли".

Останки нового птерозавра оказались наиболее полным из всех аждархид, обнаруженных в Европе до настоящего времени. Они представляют собой 15 костей из крыльев и шейного отдела позвоночника. По размерам тела новый ящер оказался едва ли не самым мелким из своего семейства.

"Мы уже много лет изучаем образ жизни и поведение этого семейства. Предполагается, что они выхватывали добычу из воды, летая над водно-болотными пространствами или охотились примерно также, как современные цапли и аисты, погружая в жидкую грязь свои длинные клювы", сообщил старший преподаватель кафедры палеонтологии позвоночных Национального океанографического центра Саутгемптона Гарет Дайк.

"Одна из новейших гипотез заключается в том, что аждархиды летали над лугами и лесами в поисках мелкой добычи. Eurazhdarcho поддерживает эту точку зрения, так как он был найден в континентальных осадочных породах, сформировавшихся на месте обширной равнины с лесами, болотами и открытыми пространствами, прорезанными извилистыми реками", добавил британский ученый.

Найденные вместе в евраждархо окаменелости показывают, что гигантские и небольшие аждархиды жили вместе в одних и тех же условиях, передает Science 2.0, а сама картина позднемеловой Европы выглядела намного сложнее, чем это представлялось ранее.