В морях триасового периода, покрывавших нынешний американский штат Невада, водились ихтиозавры огромных размеров. Ученых потрясла скорость появления этих монстров, ведь со времени Великого вымирания, произошедшего в пермском периоде, прошло всего несколько миллионов лет.

Частично сохранившийся скелет ихтиозавра был найден в отложениях формации Фавре возрастом 244 млн лет в центральной Неваде. Длина животного, обладавшего четырьмя сильными плавниками, достигала 9 метров, а множество острых зубов говорит о том, что это скелет суперхищника, занимавшего в свое время ту же экологическую нишу, что белые акулы и касатки в современных морях.

Назвать триасового монстра решили Thalattoarchon saurophagis. В переводе с греческого это означает "Морской господин, питавшийся ящерами". По мнению палеонтологов, талаттоархон стал первым в истории гигантским морским хищником, дышащим воздухом и оснащенным зубами с режущими кромками. У более ранних форм ихтиозавров таких зубов еще не было, а у талаттоархона они вырастали по 12 см величиной.

"Зубы очень большие и росли в очень надежных и сильных челюстях, которые в целом свидетельствуют о высокой силе укуса. Этот ихтиозавр мог схватить и съесть добычу близкого к собственному размера", – рассказала ведущий автор работы, палеонтолог немецкого Института исследований эволюции и биоразнообразия Надя Фробиш.

Жил "Морской господин" вскоре после окончания глобального вымирания фауны, уничтожившего около 90% морских жителей в конце пермского периода. "Это пример замечательного восстановления экосистем, который показывает, что морская биота восстанавливалась после вымираний быстрее, чем наземная", – заявил один из соавторов исследования, палеонтолог Оливье Риппель из Филдовского музея естественной истории в Чикаго.

По всей видимости, Thalattoarchon saurophagis был первым суперхищником триасовых морей, передает NBC News. "Экосистемы восстанавливаются снизу вверх, и его появление в летописи окаменелостей говорит о том, что полное "выздоровление" было достигнуто всего за 8 млн лет после Великого вымирания, – подчеркнула доктор Фробиш. – С тех пор, как появился талаттоархон, нишу макропредаторов занимали самые разные животные, но структура экосистем оставалась практически неизменной".

"Каждый день мы узнаем больше о биоразнообразии нашей планеты, в том числе об ископаемых видах и экосистемах, – резюмировала Фробиш. – Новая находка иллюстрирует появление нового, более продвинутого уровня в структуре экосистемы и помогает нам понять динамику развития жизни на Земле".