Колонки

Вы никогда не задумывались, что общего у Луны, эпилепсии и... сперматозоидов? Думаю, что нет, но ручаюсь, что после прочтения книги Стивена Строгаца "Ритм Вселенной" вы будете думать об этом чаще. :) (Кстати, Стивен также автор бестселлера "Удовольствие от Х").

В институте нам всем говорили о не убывании энтропии и о тепловой смерти Вселенной. В этой же книге говорится о том, как из Хаоса возникает Порядок. Возможно ли это? На первый взгляд, нет. Но такие явления, как синхронное мигание сотен и тысяч светлячков, когерентность лазера, ритмичное биение сердца и многие другие факты заставляют задуматься: а все ли мы знаем о так называемом синхронизме?

Не только любители палеонтологии, но и многие ученые с пренебрежением и брезгливостью относятся к копролитам – окаменевшим экскрементам давно исчезнувших с нашей планеты существ. И, между прочим, совершенно напрасно, поскольку копролиты представляют собой настоящий кладезь уникальных сведений о древней жизни.

Именно в таких неприглядных на первый взгляд находках содержится ценнейшая информация о том, чем и как питались древние животные и как они взаимодействовали друг с другом. Более того – о диете и пищеварении ископаемых существ копролиты могут рассказать куда больше, чем всем известные скелетные останки. Помня об этом, давайте ознакомимся с некоторыми примечательными открытиями, сделанными в копролитах >>

Книга "Древние чудовища России", выпущенная издательством "Манн, Иванов и Фербер", представляет собой незаурядное явление в области современной научно-популярной литературы. У ее авторов - Антона Нелихова и Андрея Атучина - получился живой и увлекательный рассказ о давно вымерших животных, существенно расширяющий традиционные рамки жанра.

Наряду со вполне ожидаемым изложением основ геологических наук и перечислением причудливых вымерших чудищ, которыми обычно и исчерпывается содержание литературы подобного рода, книга "Древние чудовища России" радует и молодого, и достаточно опытного читателя тем, что принято называть "научным фольклором", или, в просторечии, байками. Наряду с ископаемыми животными героями повествования стали и люди, принимавшие участие в их открытии и изучении, например, известные писатели Виталий Бианки и Константин Паустовский. Но основными звездами, конечно, являются именно монстры прошлого. Честно признаюсь, что о некоторых из них я и сам узнал впервые из этой книжки, хотя палеонтологией достаточно вдумчиво занимаюсь не первый десяток лет.

Каждый из нас знаком с классическими названиями динозавров, такими как стегозавр (Stegosaurus), апатозавр (Apatosaurus) и Тираннозавр-Рекс (Tyrannosaurus rex), которого зачастую называют просто тирекс (T. rex). Широкую известность эти мезозойские окаменелости получили в конце XIX – начале XX века, когда их впервые начали выставлять в музеях.

Но откуда взялись эти названия? И как произошли менее известные названия динозавров – Spinops, Bistahieversor и Pantydraco? Попробуем разобраться, чем руководствуются ученые, выбирая официальные названия для своих любимых ящеров >>

Поиски и коллекционирование ископаемых животных и растений – отличное увлечение, с годами становящееся все более популярным. Вылазки на природу, активный образ жизни и удивительные находки делают его едва ли не идеальным хобби для современного горожанина. О том, как любители палеонтологии могут приносить пользу не только себе, но и науке, размышляет старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН Андрей Герасимович Сенников.