Колонки

В последнее время стало дурным тоном сомневаться в поразительных успехах палеонтологии и антропологии. Складывается даже впечатление, что никаких загадок для науки тут не осталось. Но давайте присмотримся внимательнее к реально имеющимся в распоряжении ученых ископаемым материалам, и признаемся самим себе, что изучение происхождения человека разумного все еще остается в начале своего пути.

В наш список вошли пять предполагаемых предков человека, от которых мало что осталось. С одной стороны, это хорошо, поскольку дает широкий простор для различных гипотез и предположений. А с другой – еще лучше, потому что когда мы наконец найдем более полные останки этих существ, то сможем существенно (и, вероятно, не один раз) переписать историю эволюции человека >>

Каждый раз, открывая новостные сайты, мы видим большие буквы заголовков, которые сулят нам очередную сенсацию. Одно научное открытие – и все проблемы решены! Или – о ужас! – очередной апокалипсис. В который раз. Однако если подойти к такому тексту вдумчиво и с некой долей здравого скептицизма, то может оказаться, что все не так уж... экстремально.

День за днем ученые ведут кропотливую работу, но ее результаты зачастую оказываются вовсе не настолько шокирующими, как это преподносит нам пресса. Цель такой шумихи – придать тому или иному событию дополнительную значимость. Ведь чем важнее исследование, тем больше денег в конечном итоге оно принесет >>

Мне удалось в этом году посетить этот небольшой музей, и я хотел бы поделиться своими впечатлениями. Музей был построен и открыт сравнительно недавно. В музее есть система кондиционирования воздуха, там очень комфортно особенно в жару, но уходить из него не хочется по другой причине. Он чем-то напоминает московский Дарвиновский музей тем, что в нем много интерактива, интересного для детей и взрослых, но только размером поменьше >>

Изучая историю Земли, мы не раз убеждались в том, что миниатюрные существа способны оказать огромное влияние на развитие жизни. 500 млн лет назад крохотные животные, вгрызаясь в донные осадки, медленно, но верно начали менять ландшафт, а вместе с ним – и видовое разнообразие палеозойских морей и океанов.

К тому времени на мелководье уже вовсю шла "скелетная революция". На глубине же маленькие упорные создания еще только подготавливали почву для одного из важнейших событий в эволюции – кембрийского взрыва >>

Иногда одна находка может в корне изменить взгляды ученых на историю вида, рода, или даже целого отряда. Подчас выясняется, что совершенно непохожие друг на друга животные на самом деле происходят от одного прапрапрадедушки, или место формирования того или иного крупного таксона внезапно переносится с одного материка на другой.

Именно так произошло в истории камбайтерия – древней и примитивной лошадки. Или носорожки. Или даже тапирчика. И такие открытия, наверное, составляют редкую, но самую захватывающую и интересную часть работы палеонтолога >>